Мужчина и женщина

Московский синдром грузинских политиков

Грузинские СМИ накануне сообщили, что экс-спикер парламента, лидер оппозиционного «Демократического движения - Единая Грузия» Нино Бурджанадзе вскоре посетит Москву.

Сообщалось также, что, если Нино Бурджанадзе станет президентом Грузии, то улучшатся отношения с Россией. Это, впрочем, даже на новость не тянет. Грузинские эксперты и политики уже целый год твердят, что Нино Анзоровна - одна из реальных кандидатов на пост президента и ее кандидатура вполне устраивает и Москву, и Вашингтон.

Аналогичных комментариев, правда, удостоился и другой оппозиционер - Ираклий Аласания. Однако обоим политикам так и не удалось кардинально изменить внутриполитическую ситуацию. Михаил Николаевич явно покидать свой пост до 2013 года не намерен.

Справедливости ради надо сказать, что, несмотря на нынешнее относительное затишье, оппозиция не намерена отказываться от борьбы. И один из программных пунктов оппозиции, который отличается от заявлений правящей партии - это урегулирование отношений с Россией. Об этом неоднократно заявляли практически все лидеры оппозиции. С такими инициативами выступали и Бурджанадзе с Аласания. Однако никто из них так и не рискнул приехать в Москву.

Нино Анзоровну и без того неоднократно обвиняли в тесных связях с Кремлем и финансировании из Москвы. Так что вполне понятно, что она не спешит отправиться в первопрестольную. Ираклий Аласания чаще совершает визиты на Запад и пока только ограничивается заявлениями о урегулировании отношений с Москвой.

Тем не менее, последнее время наметились в грузино-российских заморозках некие изменения. Недавно впервые после августовских событий в Москву приехал лидер «Движения за справедливую Грузию» Зураб Ногаидели. Будучи в Москве он заявил, что между странами необходим диалог без предварительных условий и ультиматумов.

Лидер лейбористов, отправляясь в Вашингтон заявил, что затем собирается приехать в Москву. Тогда же появилась информация о том, что и Нино Бурдажанадзе наметила поездку в столицу бывших советских республик. Создалось впечатление, что в Грузии объявлен тендер на политика, который первый внесет оттепель в грузино-российские отношений.

С учетом «перезагрузки» между Москвой и Вашингтоном, в общем, это процесс закономерный. С Западом у всех грузинских политиков отношения сложились вполне дружеские. С Россией же разорваны даже былые дружеские. А по нынешним временам нужно избегать конфронтации, стараться вести сбалансированную политику.

Власти Грузии не скрывают раздражения по поводу взоров оппозиции на север. Так что после поездки в Москву очень легко заполучить ярлык «агента Кремля» и пополнить ряды «предателей Родины». Возможно, поэтому грузинские политики не спешат с поездками в Москву. Хотя, Ногаидели сказал, что он лишь проложил путь, его примеру последуют другие. Так что сообщение о визите Бурджанаде выглядело вполне правдоподобно.

Сообщалось, что якобы пригласил ее президент Ассамблеи народов Грузии Гоча Дзасохов. Известный бизнесмен осетинского происхождения после августовских событий из-за разногласий с Саакашвили покинул Грузию и не скрывал, что поддерживает идеи оппозиционеров, выступающих за парламентское правление в стране. Именно Дзасохов помог Ногаидели во время визита в Москву встретиться с представителями абхазской и осетинской диаспор.

По просочившимся сведениям, уже сформирован «теневой кабинет Бурджанадзе», где роль премьера отведена Зурабу Ногаидели, а куратора силового блока - экс-министру МВД, обороны и экономики Ираклию Окруашвили (ныне политэмигрант, проживает в Париже), за идеологию же будет отвечать последний посол Грузии в России Эроси Кицмаришвили, который в девяностые создал телекомпанию «Рустави-2».

Однако на скорый прорыв грузино-российских отношениях, судя по всему, рассчитывать не стоит.

То ли из нежелания уж очень сильно портить отношения с властями, то ли не договорившись с западными партнерами, то ли чтобы набрать побольше голосов среди националистически настроенных избирателей, но даже не дождавшись комментариев от Бурджанадзе, Ираклий Аласания, заявил, что сам он не планирует визит в Россию.

«Я не вижу сегодня серьезных изменений в двусторонних отношениях в результате подобных встреч. Я не в курсе дела, какие встречи провел там господин Ногаидели, хотя, в дальнейшем должна произойти нормализация отношений с Россией», - дипломатично заявил Аласания.

Опровергла сообщение о планируемой поездки и Нино Бурджанадзе. «Эта информация не соответствует действительности», - сказано в заявлении ее пресс-службы.

Так что пока грузинские политики действуют по отношению к северному соседу по принципу, который как нельзя лучше отражен в русской поговорке: и хочется, и колется, и мама не велит. Только вот в данном случае не совсем понятен образ мамы -- то ли это Запад, то ли нынешние власти, то ли собственная гордыня или страх.