Мужчина и женщина

Толерантность не для всех

На встречу приглашены представители законодательной и исполнительной ветвей власти Грузии, неправительственных организаций, землячеств, всех существующих в стране религиозных конфессий, а также аккредитованные в стране дипломаты и журналисты.

Наверняка в своей речи перед собравшимися, среди которых будет немало представителей дипломатического корпуса, грузинский омбудсмен, представляя картину толерантности в Грузии и существующие в этой сфере проблемы, сошлется на оценку делегации комиссии Совета Европы по борьбе с расизмом и нетерпимостью. Представители этой комиссии, посетившие в прошлом месяце Тбилиси, сочли, что в Грузии довольно высок уровень толерантности.

На чем основывалась эта оценка судить сложно. Может быть, на заверениях депутатов грузинского парламента о том, что в стране царит межнациональная и межконфессиональная гармония. «Грузия - многонациональная страна, здесь говорят на разных языках, и в этом наше богатство. Мы никого не угнетаем и не дадим никому угнетать нас», - заявил председатель комитета по правам человека Георгий Арсенишвили на встрече с делегацией СЕ.

О положении национальных меньшинств с членами делегации говорили армянские и азербайджанские депутаты парламента Грузии. Говорилось, что в Грузии существуют армянские, русские и азербайджанские школы, театры, газеты и что у негрузинского населения никаких проблем в Грузии нет. Но это мнение особо приближенных к политической элите Грузии представителей национальных меньшинств.

На самом деле обозреватели давно отметили чисто грузинский парадокс: чем больше «демократии» в Грузии, тем меньше в ее политическом спектре и во властных структурах представителей национальных меньшинств. Хотя в совокупности национальные меньшинства всегда составляли не меньше трети всего населения. Так, в пору, когда страной правили меньшевики (1918 год), ее население составляло 2,513 тыс. человек, в числе которых грузин было 64,8 процента. В советское время (1989 год) - 5,400 тыс. и 70,1 процента соответственно.

Правда, коммунисты старались хоть как-то обозначить равноправие национальных меньшинств и обеспечивали их представительство во всех структурах власти. При них министрами в Грузии были армянин и русский, крупными хозяйствами руководили азербайджанцы и курды, греки и осетины, они же стояли во главе городов и районов.

Удивительно, но права национальных меньшинств Грузии, никогда так не были защищены как в царской «тюрьме народов»! Вот коротенькая заметка из местной газеты «Закавказье» от 14 июля 1907 года: «Из 60 членов тифлисского городского собрания по национальному составу русских - 5, грузин - 7, армян - 41, немцев - 2, евреев - 3, осетин - 1, греков - 1». Эти цифры реально отражают тогдашний национальный состав жителей города.

Сейчас же в грузинском парламенте нацменьшинства представлены пожалуй лишь для встреч с делегациями Евросоюза. Чтобы посчитать их число с лихвой хватит пальцев рук.

К нынешним цифрам грузинской статистики и заверениям грузинских официальных лиц в межнациональной гармонии следует относиться с большой осторожностью. Уж сколько раз международные организации пеняли Грузии за нарушение прав человека вообще и национальных меньшинств, в частности. Господин Саакашвили для поправки ситуации даже съездил подучиться в Финляндию, посмотреть на жизнь тамошних шведов.

Но видно до него не дошло, что их язык меньшинства (менее 10 процентов) имеет статус второго официального. По таким меркам Грузии надобно перенять опыт и придать аналогичный статус азербайджанскому и армянскому языкам. Ведь по данным Баку и Еревана, в Грузии проживает 600 тысяч азербайджанцев и 480 тысяч армян соответственно. Если прибавить к ним еще и несколько десятков тысяч представителей других нацменьшинств, то вкупе они опять составят не менее трети населения страны.

Увы, в повестку дня даже не ставится вопрос придания азербайджанскому и армянскому языкам хотя бы регионального статуса. Притом что азербайджанцы и армяне в Грузии расселены компактно, в своих регионах составляют подавляющее этническое большинство и преимущественно не владеют грузинским. Хуже того - грузинские «реформаторы» задались целью упразднить школьное образование национальных меньшинств и получение высшего образования на родном языке.

Так что помпезное мероприятие в гостинице «Шератон Метехи палас», на котором Георгий Тугуши вручит учрежденные аппаратом Народного защитника награды организациям и частных лицам, которые внесли особый вклад в развитие толерантности в обществе, призвано показать нарисованный фасад толерантности, за которым скрывается истинная сущность режима Саакашвили. А она проявилась в августе прошлого года, когда южноосетинские села были преданы «огню и мечу» грузинской армии. Так о какой толерантности может говорить Народный защитник Грузии?