Мужчина и женщина

Безответная абхазская Христова любовь

Вчера глава Абхазской епархии иерей Виссарион Аплиа послал письма любви и просьбы о помощи к Грузинскому и Московскому Патриархам. Он «молитвенно» просил содействовать восстановлению канонического статуса Церкви в республике.

Официального ответа ни из Москвы, ни из Тбилиси пока не последовало. Как заявили в РПЦ российской газете «КоммерсантЪ», позиция Кирилла, который на минувшей неделе встречался с католикосом Илией Вторым в Азербайджане, не изменилась. Русское православие признает каноническую территорию Грузинской церкви, включая Абхазию и Южную Осетию.

«Это письмо выглядит как издевательский жест в сторону Грузинской церкви, которым абхазское духовенство, кроме раздражения, ничего не добьется», - прокомментировал послание директор Института религии и права Роман Лункин.

В самой Грузинской патриархии пока не знают, стоит ли реагировать на призыв предстоятеля самопровозглашенной автокефалии. «Серьезно отвечать на бредни, содержащиеся в письме, очень трудно», - заявил пресс-секретарь Грузинского патриархата отец Давид Шарашенидзе.

Напомним, что глава Абхазской церкви Виссарион объявил об официальном отделении от Грузинской православной церкви 15 сентября.

Теперь Виссарион решил официально известить об этом «радостном событии» Кирилла и Илию Второго. «Ничто не может быть радостнее для Мцхетского католикосата, чем то, что вновь обрелась Сестра-Церковь - Абхазская православная церковь Пицундского католикосата», - говорится в его письме.

Аплиа поясняет, что для создания отдельной церкви имелись серьезные предпосылки. «Начиная с 1993 года, после окончания боевых действий в сентябре месяце, церковное окормление территории Республики Абхазия полностью прекращено», - отмечает он.

Действительно, во время гражданской войны с 1992 по 1993 годы Сухумский митрополит Даниил (Датуашвили) поддержал грузинскую сторону. А после ее поражения покинул Абхазию вместе с грузинским населением, называя именно их своей духовной паствой. И больше внимания к ним 12 лет вообще не проявлял. Об этом пишет в одном из исследований по проблеме историк, выпускник Московской Духовной Академии иеродиакон Давид (Сарасаниа).

«Это означает, что он допустил разделение своей паствы по национальному признаку, а согласно канонам церкви такого разделения не должно быть», - подчеркивает иеродиакон.

На факт отсутствия окормления грузинскими пастырями Аплиа указывает в своем письме в Москву. «Перед Богом и народом Божиим мы свидетельствуем, что не получали никакого послания, эпистолы, увещания, поздравления или какого бы то ни было иного знака архипастырского окормления ни от него, ни от иерархии Грузинской православной церкви», - говорится в послании.

В Грузии считают, что абхазская церковь не имеет оснований объявлять себя независимой, и таковой никогда не была. К слову, надписи во всех абхазских церквях сделаны на грузинском языке. Аплиа, однако, настаивает, что до конца XVIII века церковь там имела «самостоятельную поместную значимость вселенского характера».

Глава Абхазской церкви приводит факты из истории епархии, находившейся долгое время в ведении Константинопольского Патриархата, и перечисляет возведенные до VIII века нашей эры христианские храмы. Упоминает, как средневековое Абхазское православное царство добилось повышения местной архиепископии до ранга католикосата с составе Антиохийского Патриархата. По мнению Виссариона, после этого Абхазская Православная Церковь утвердилась как автокефальная.

«Под влиянием турецкого нашествия (Османского ига) Православие в наших пределах приходит в упадок. По дороге в Палестину последний Католикос Абхазской Православной Церкви Максим II в 1795 году скончался в Киево-Печерской Лавре. Со смертью Католикоса прекратила свое существование Абхазская православная Церковь», - сообщается в послании абхазских просителей к РПЦ.

По данным историка Давида Сарасаниа, в 17-м году прошлого века, после провозглашения грузинскими церковными иерархами восстановления автокефалии Грузинской Церкви, в Абхазии также прошло собрание духовенства и мирян, на котором было решено создать независимую Абхазскую Церковь. Но в 1918 году грузинские войска покорили соседнюю республику, и Сухумская епархия снова была занята грузинской иерархией. «Местоблюстители кафедры абхазских Католикосов митрополит Досифей и митрополит Евфимий в 1819 году были удалены», - отмечает Аплиа.

В 1943 году Русская Православная Церковь признала автокефалию Грузинской Церкви и ее каноническую власть на всей территории Грузинской республики. Такое отношение к «границам» ГПЦ со стороны российских иерархов сохраняется и по сей день. Аплиа молит пересмотреть эту позицию, приводя в качестве аргументов заповеди Христа о любви и необходимости «учить народы», «крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа»,

Кстати сказать, в 2004 году Виссарион Аплиа в Москве встречался с Илией Вторым. После этого он сообщил абхазским и русским журналистам, что «Каталикос и Владыко обещали, что будут прилагать усилия к восстановлению Абхазской церкви». Но соответствуют ли истине эти слова? И насколько его трактовка истории абхазской церкви соответствует грузинской и русской? И можно ли доверять православному пастырю, который посчитал для себя необходимым всего несколько недель назад присутствовать на похоронах известного криминального авторитета Япончика?