Мужчина и женщина

«Грузинский вопрос» в ПАСЕ более не актуален

Комиссия ПАСЕ по мониторингу не поддержала предложение грузинской делегации вынести на обсуждение январской сессии Ассамблеи вопрос о конфликте между Грузией и Россией в августе 2008 года. Об этом сообщил РИА Новости первый заместитель руководителя комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий после заседания мониторинговой комиссии ПАСЕ.

«Медленно, но верно ПАСЕ начинает разбираться в сути событий в Южной Осетии и разворачиваться в сторону здравого смысла», - подчеркнул первый зампред комитета Госдумы. Таким образом, заключил Леонид Слуцкий, российско-грузинское досье на январской сессии с большой долей вероятности подниматься не будет, обсуждение этого вопроса перейдет на уровень профильных комитетов и комиссии Ассамблеи.

Как известно, ПАСЕ пристально следила за ситуацией в районе грузино-югоосетинского конфликта, едва отгремели последние выстрелы пятидневной войны.

В октябре прошлого года в Страсбурге впервые обсуждали эту проблему в течение трех дней на осенней сессии ПАСЕ. По итогам дискуссии Ассамблея не поддержала предложение радикально настроенных парламентариев лишить российскую делегацию права голоса за участие в августовских событиях.

Однако в январе и апреле текущего года российско-грузинские отношения обсуждались вновь. В июне европарламентарии взяли паузу, но в октябре вернулись к прошлогодним событиям. Ассамблея большинством голосов снова не поддержала предложение грузинской делегации лишить россиян права голоса.

На октябрьской сессии попытка Грузии развязать войну уже на площадке ПАСЕ с треском провалилась. Хотя кучка депутатов, преимущественно из стран бывшего соцлагеря, пыталась лишить российскую делегацию полномочий, большая часть парламентариев их демарш не поддержала. Далее последовало обнародование доклада комиссии Тальявини, в котором Грузия была названа зачинщиком этой войны.

Доклад независимых экспертов ЕС, в котором Грузию, наконец, четко назвали агрессором, оказался тогда очень кстати. В итоге за лишение России права голоса высказались только 35 депутатов, хотя изначально таких «маргиналов» в ПАСЕ было больше семи десятков.

«Ассамблея, несмотря на то, что Россия не выполнила большинство ее требований, принимает решение подтвердить полномочия российской делегации, имея в виду, что это даст возможность российским властям вступить в содержательный и конструктивный диалог», - отмечалось в октябрьской резолюции ПАСЕ. Европейцы особо подчеркнули, что решение кавказской проблемы возможно только путем «подлинного диалога между Россией, Грузией и ассамблеей».

Однако настойчивые грузины пообещали продолжить поднимать вопрос о полномочиях делегации РФ в ПАСЕ.

Комментируя состоявшееся в рамках комиссии по мониторингу обсуждение, Леонид Слуцкий, указал на то, что российская делегация дала исчерпывающий комментарий по всем претензиям грузинских коллег и по всем требованиям резолюции, обращенным к России. «Большинство членов комиссии по мониторингу это устроило, и антироссийской риторики, как это бывало до этого, в данном случае в дискуссии не звучало», - подчеркнул парламентарий.

Похоже, в Европе стали более объективно относиться к событиям на Кавказе. Имидж президента Саакашвили, как «радетеля демократических ценностей в Закавказье» сильно померк за прошедший год. Возможно, нескрываемые проамериканские симпатии грузинского лидера разочаровали политиков в ряде европейских столиц все больше дистанцирующихся от американского патернализма.

«Они убедились, что агрессор - Грузия... У России есть право признать любое государство. И правильнее говорить не о признании независимости Южной Осетии, а о восстановлении независимости», - заявил в начале октября заместитель председателя Госдумы РФ, лидер ЛДПР Владимир Жириновский. К эксцентричным заявлениям этого политика можно относиться по-разному, но с его словами о том, что грузины 16 лет нарушали права человека, и протяжении этих лет население Южной Осетии находилось под обстрелом, а затем убили 100 российских миротворцев и продолжают и сейчас устраивать провокации», - нельзя не согласиться. И даже его предложение лишить грузинскую делегацию полномочий на предстоящей сессии ПАСЕ, не было лишено здравого смысла.

России не в чем оправдываться перед Европой, давшей зеленый свет бомбардировкам Белграда. А вот поставить вопрос об агрессивном курсе грузинского руководства, которое продолжает милитаризацию страны, российская делегация могла не раз. Но почему-то наши парламентарии продолжали оправдываться там, где грузинские делегаты занимались явной подтасовкой фактов. Может быть, российской делегации стоит занять более жесткую позицию?