Мужчина и женщина

Оппозиция и правозащитники Грузии требуют «рассекретить» адресаты донорства

Так, накануне конференции в Брюсселе грузинское отделение международной организации Transparency International потребовало от правительства страны опубликовать доклад, в котором разъясняются «нужды поствоенной Грузии», на основании чего международные доноры должны принять решение о выделении средств. «Несмотря на важность оценок потребностей для будущего Грузии, их содержание остается засекреченным по просьбе ее властей», - говорится в заявлении Transparency International Georgia.

В документе отмечается, что неизвестно, например, как будут расходоваться 700 млн долларов из почти 1 млрд долларов, которые были выделены США "для нужд социального сектора". Авторы документа Transparency International Georgia допускают, что в оценках могут содержаться данные о частном секторе, которые являются конфиденциальными, однако «засекреченность» не должна касаться полностью документа.

В организации не совсем понимают, почему сама конференция доноров "проводилась за закрытыми дверями".

"Несмотря на многочисленные просьбы, ни один из представителей Грузии, кроме небольшой правительственной группы, и ни один независимый международный наблюдатель не был допущен к тому, чтобы следить за ходом конференции", - констатировала организация перед ее началом.

В донорской конференции, хозяевами которой стали Франция и Чехия, принимали участие почти 70 стран и международных организаций.

Нужно отметить, что размеры помощи, которая была определена Всемирным Банком и ООН по просьбе властей Грузии, составили 3,5 млрд долл. Эта сумма должна быть направлена в течение 3 лет для стабилизации в бюджетной сфере, социальном секторе и на развитие инфраструктуры. Однако доноры выделили на миллиард больше. Так вот, в Грузии как раз и интересуются - куда конкретно намерено направить эти средства грузинские власти?

Накануне конференции глава грузинского МИД Екатерина Шарашидзе заявила, что уже подготовлен список секторов, которые нуждаются в неотложной помощи и куда необходимо направить дополнительное международное финансирование. Правда, список не оглашен не до конференции, ни после нее.

Что касается ранее выделенных США и Евросоюзом средств, то, по словам главы грузинского МИД, 1 млрд долларов планируется направить на социальные проекты и обеспечение бытовых условий беженцев, а 2 млрд долларов - на инвестиций в экономики.

Среди местных жителей бытует мнение, что при таком раскладе финансовый кризис уж точно обойдет их стороной. По крайней мере, правительство дает такие обещания. Однако весьма расплывчатые данные о целевом использовании денег вовсе не удовлетворили оппозицию. Тем более, что в преддверии конференции группа грузинских политиков призвала международных доноров направить средства, в том числе и на процессы демократизации в стране.

Пятеро оппозиционных лидеров - Леван Гачечиладзе, Давид Гамкрелидзе ("Новые Правые"), Давид Усупашвили ("Республиканская Партия Грузии"), Саломе Зурабишвили (партия "Путь Грузии"), депутат от "Консервативной Партии Грузии" Каха Кукава, а также бывший председатель Парламента Нино Бурджанадзе - направили совместное открытое письмо участникам конференции с изложением "эффективных механизмов", которые, по их мнению, будут способствовать процессу демократизации Грузии.

В письме политики отмечают, что они не опрадывают "непростительное" и "незаконное вторжение" России в Грузию, но, тем не менее, признают "ответственность властей Грузии, поддавшихся на провокацию, и начали военную операцию в Цхинвале, которая привела к крупномасштабной военной агрессии со стороны России".

Оппозиционные политики в своем обращении также подчеркивают, что иностранная помощь должна быть использована для конкретных целей, в том числе на возмещение социально-экономического ущерба, "а не для укрепления режима".

Кроме того, они обращают внимание на то, что любые дополнительные средства необходимо направить на поддержку конкретных программ по демократизации. Приоритетами, на их взгляд, являются свобода СМИ и независимость судов, а также реформа избирательной системы.

В Брюсселе призыв грузинской оппозиции не услышали. Международные доноры сообщили, что выделенные средства направлены на гуманитарные нужды - обеспечение жильем и медицинским обслуживанием пострадавших, в том числе жителей Гори и грузинских беженцев из Южной Осетии, а также на восстановление инфраструктуры. Что касается материальной поддержки грузинской демократии, пока реакции не последовало.

А в целом в Тбилиси разделились мнения экспертов относительно КПД международной помощи. Так, эксперт Сосо Цискаришвили расценил принятое на донорской конференции решение как подтверждение того, что Запад выступает против России. «Запад выделением помощи Грузии признал Россию агрессором в августовских событиях», - отметил он.

При этом С Цискаришвили, правда отметил, что нецелевая трата этих средств может принести экономике Грузии негативные результаты.

Его грузинский коллега Гия Хухашвили считает, что выделенные средства скорей являются негативным фактором, чем положительным. Цифра, по его словам, конечно, впечатляет, однако это не говорит ни о чем хорошем. «С точки зрения экономического развития такая помощь - необходимое зло, в которое, к сожалению, страна вновь вступила», - считает эксперт. По его мнению, Грузия должна прислушаться к рекомендации Запада и не направлять эти средства на военную сферу, так как милитаризация приносит стране больше проблем, чем пользы.

«Целевых трат, несмотря на определенные желания доноров, в Грузии никогда не придерживались. Об этом говорит хотя бы тот факт, что, когда в конгрессе США поставили условием неиспользование выделяемых денег на военные нужды, произошло прямо противоположное. Бюджет нынешнего года в военной части был увеличен как раз на базе помощи», - цитирует Гию Хухашвили агентство GHN.

Так что, несмотря на победоносную риторику грузинских властей в связи с донорской поддержкой, немало тех, кто надеется, что Европа все-таки возьмет на себя не только роль щедрого благотворителя, но и мониторинг относительно целевого использования средств. А также на то, что Запад будет настаивать на развитии демократических процессов в стране.