Мужчина и женщина

Приемы Гуантанамо для осетинских пленников

Тирдзнисские мальчишки Гиорги Ромелашвили и Алеко Цабадзе, как только их отпустил суд Цхинвала, были допрошены в краевой полиции Шида Картли.

По их словам, осетины, поймав их, якобы подбросили лимонки в рюкзаки и избили. Но больше к ним не прикасались.

С ними попали в осетинский изолятор еще двое сверстников-односельчан Леван Хмиадашвили и Виктор Бучукури, приговоренные осетинским судом к году тюремного заключения и пока остающиеся в Цхинвале, ожидая обещанного Эдуардом Кокойты помилования.

Со всеми четырьмя подростками в Цхинвале обращались хорошо, предоставляли нормальную еду и необходимые медикаменты.

Намного более страшная участь досталась осетинам, которых из грузинского заточения удалось вытащить лишь волей Верховного комиссара по правам человека в ЕС Томаса Хаммарберга.

Он привез из Гори в Цхинвал пятерых заложников: 35-летних парней Ибрагима Лалиева и Лаврентия Казиева, задержанных 8 октября прошлого года, 50-летнего Павлика Техова и 67-летнего Якова Техова, схваченных несколькими днями позже, а также 36 -летнего Владимира Евлоева, задержанного 31 апреля 2009 года.

«Эти люди были арестованы несколько месяцев назад. Затем их официально отпустили, но по непонятной причине удерживали в частном доме. Против них действовали абсолютно незаконно, и естественно, что осетинская сторона ставила вопрос об их освобождении», - пояснил российским СМИ грузинский конфликтолог Паата Закареишвили.

На официальном уровне никто об осетинах-заложниках старался не упоминать. А госминистр по реинтеграции Темур Якобашвили даже выразил удивление, словно вовсе не знал об их существовании.

Ибрагим Лалиев по просьбе журналистов рассказал, как его задержали, как заставляли признать вину и в каких ужасных условиях содержатся граждане Южной Осетии в грузинских тюрьмах.

По его словам, осетины впятером ехали к родственнице в осетинское село Арцев, но по дороге возле грузинского села Дици их задержали люди в форме грузинской полиции.

«Нас выкинули с машины и перевезли в Гори. Четыре дня мы просто находились к какой-то камере без предъявления какого-либо обвинения. На протяжении этого времени нас избивали. Ни о чем не спрашивали, просто избивали и кидали по углам», - рассказал Лалиев.

В Тбилиси группу задержанных разделили. Лалиеву предъявили обвинение в незаконном хранении оружия, которого у него, по его словам, вовсе не было. После семи месяцев заключения в тбилисской тюрьме его отправили в Рустави, потом снова в Гори.

Суд еще в январе этого года приговорил осетина к условному сроку в один год. Однако отпущен он не был, а стал заложником. «Из зала суда меня перевели в КПЗ в Гори, там я еще провел 1 месяц и 10 дней, якобы должен был состояться какой-то обмен, но он не состоялся», - рассказал Лалиев.

Дальше - хуже. Грузины утверждают, что осетин снова попался с оружием в грузинском селе. И это после нескольких месяцев отсидки и избиений! По его, намного более правдоподобной версии, оправданного судом узника отвезли в село Плависмани, где имитировали новое задержание. «Меня снова посадили в тюрьму за незаконное хранение оружия. Опять судили и дали 11 лет условно», - говорит Лалиев.

Заложник сознался во всем, в чем его обвиняли. Выбора у него не было, потому что его вывезли в поле и пригрозили смертью. Не пойди он на сделку, его могла ждать та же участь, что пропавших без вести осетин Плиева, Хугаева и Хачирова, которых Хаммарберг уже готов признать погибшими.

«Меня снова бросили в камеру. Избивали по очереди. Рядом со мной в одной камере было 18 осетин», - продолжил повествование о своих злоключениях Лалиев. «Долгое время я из-за побоев лежал в больнице с сотрясением мозга», - вспоминает он.

В Тбилиси условия содержания в тюрьме были нормальные, а вот в Гори часто кормили одной пачкой супа «Анаком» на обед.

«Издевались над нами, как могли. Только один раз, через месяц после задержания, нам дали возможность поговорить с родственниками, и сказали, чтобы мы требовали от властей Южной Осетии, чтобы они отпустили грузинских задержанных, и тогда нас тоже отпустят. В МВД Грузии нам сказали, что мы заложники, и нас обменяют на задержанных грузин», - цитирует освобожденного осетина ИА «Рес».

Он отметил, что осетин навещали сотрудники Красного Креста, приносили одежду и одеяла. «Один раз к нам приходили грузинские правозащитники, а на судебных процессах у меня был переводчик», - отдал должное он. Но спасти его от побоев и помочь ему вернуться домой смог лишь Хаммарберг, и то лишь ради освобождения грузинских подростков.

Демонстрация превосходства, богатства, благородства - у грузин в крови. Но если копнуть глубже, вскрывается масса проблем как в сфере защиты прав человека, так и в отношении к национальным меньшинствам.

Как отметил, комментируя рассказ Лалиева, югоосетинский политолог Андрей Битаров, Грузия всегда пользовалась преимуществом в информационной сфере, создавая иллюзию, что в Южной Осетии главенствует беззаконие.

«В тоже время, задерживая граждан Южной Осетии на своей территории, они пользуются любой возможностью, чтобы сфальсифицировать против них любые обвинения, обвинить их либо в террористической деятельности, либо в каких-то незаконных действиях», - отметил эксперт. Он также добавил, что недавно в Цхинвале были осуждены и признали свою вину два грузинских диверсанта, которые действовали по приказу грузинского МВД.

Нравы грузинской полиции и исправительных учреждений ужасны. Но не стоит забывать, что лучшим партнером и учителем Грузии остаются Соединенные Штаты Америки. А после ухода воинственного Джорджа Буша вскрылись скандальные факты о тайных тюрьмах, таких как Гуантанамо, и жуткие истории о пытках ЦРУ.