Мужчина и женщина

«Московская истина» Гамсахурдиа

Согласно официальной версии, первый президент Грузии Звиад Гамсахурдиа, потерявший власть в результате военного переворота и трёхмесячной осады Дома правительства, погиб в селе Дзвели Хибула в горной области Самегрело. Хозяин дома, в котором жил Гамсахурдиа, сообщил, что он покончил жизнь самоубийством, выстрелив себе в голову из пистолета. Следствие по гибели Звиада Гамсахурдиа, собравшее восемь томов, не дало однозначного ответа на вопрос о причинах смерти первого президента Грузии. Более того, в СМИ просочились данные о том, что пулевое отверстие якобы оказалось в затылке, что породило множество разговоров о насильственной смерти Гамсахурдиа.

Константин Гамсахурдиа посетил российскую столицу на прошлой неделе для выяснения обстоятельств смерти своего отца. В Москве сын первого президента Грузии встретился с рядом бывших грузинских высокопоставленных чиновников, в том числе с бывшим министром госбезопасности Игорем Гиоргадзе и экс-министром обороны Тенгизом Китовани. Именно Гиоргадзе сообщил Гамсахурдиа, что приказ о ликвидации Звиада Гамсахурдиа был отдан Эдуардом Шеварднадзе, а смерть первого президента была необходима Шеварднадзе для легитимации собственной власти.

Теперь Гамсахурдиа намерен обратиться к председателю парламента Грузии с просьбой о продлении срока действия комиссии и придать ей статус следственной. Он также собирается вызвать на заседание комиссии Шеварднадзе и допросить его.

Сам экс-президент отказывается от допроса и заявляет, что Гамсахурдиа на посту председателя комиссии по расследованию обстоятельств смерти его отца будет необъективным в оценке событий тех лет. «Экс-шефу службы безопасности Грузии Игорю Гиоргадзе я не верю, - цитирует Шеварднадзе ИА Regnum. - Я не доверял ему и тогда, когда он был министром безопасности. Что же касается того, что Гамсахурдия был объявлен в розыск, это было всем известно. О его ликвидации мне стало известно поздно». Любопытно, что, вместе с тем, Шеварднадзе подтвердил информацию, согласно которой гонения в отношении Звиада Гамсахурдия осуществляли две группы: МВД и службы безопасности под руководством Гии Гулуа и Автандила Иоселиани.

Тем не менее, если комиссия все же получит статус следственной, то Шеварднадзе, похоже, придется ответить на некоторые вопросы. Однако московские материалы, без сомнения, еще надо тщательно проанализировать.

Любопытно, что некоторые политологи ставят достоверность собранных Константином Гамсахурдиа доказательств под сомнение. Так, член Грузинского фонда стратегических и международных исследований Арчил Гегешидзе в разговоре с корреспондентом GeorgiaTimes отметил, что, судя по репутации Гиоргадзе и Китовани, которые сейчас находятся в российской столице, верить этим данным пока преждевременно. Хотя политолог не исключил, что кое к чему нужно прислушиваться и к анализу данных отнестись серьезно.

На вопрос о том, какие санкции грозят людям, причастным к смерти Звиада Гамсахурдиа в случае выводов парламентской комиссии, Гегешидзе ответил, что, по его данным, заключение комиссии имеет только рекомендательный характер. «Решение комиссии является директивным для правоохранительных структур Грузии, которые должны сами решить, возбуждать уголовное дело или нет, - отметил эксперт. - Заключение будет иметь скорее морально-психологический эффект и рекомендательную силу, поэтому санкции должны последовать далеко не в обязательном порядке. Если же комиссии будет предоставлен статус следственной, то это будет совсем другое дело. Но мотивация господина Гамсахурдиа довольно предвзятая, поэтому на данный момент я не жду от комиссии какого-то практического результата».