Мужчина и женщина

Женева: разговор получился, проблемы остались

Конференции предшествовала целая гора жестких заявлений.

С самого начала в качестве ее официальных участников были признаны Россия, Грузия и США. Помимо них роль третейских судей примеряют на себя три международные организации - Евросоюз, ООН и ОБСЕ. Но до недавнего времени абхазы и осетины отказывались участвовать в женевских консультациях без официального статуса. Однако уже в прошлую пятницу представители Сухум и Цхинвал заявили, что получили официальные приглашения от организаторов как стороны, участвующие в процессе. В ответ Тбилиси разразился потоком разоблачений.

«Никакой информации о предоставлении абхазской стороне официального статуса у меня нет», - заявил журналистам госминистр по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили. Правда, до председателя парламентского комитета по европейской интеграции Давида Дарчиашвили такая информация все-таки дошла. Он заявил, что «официальное приглашение сепаратистских представителей Сухуми и Цхинвали не означает их международного признания».

Принципиального значения это для Тбилиси не имеет. Грузинское руководство по-прежнему настаивало на том, что представителей новых закавказских государств нельзя пускать на пленарные заседания. В качестве легитимных представителей Грузия хотела видеть только своих марионеток Малхаза Акишбая и Дмитрия Санакоева. Их в очередной раз выудили из тбилисского Дворца шахмат и привезли на встречу. Хотя в Тбилиси прекрасно понимали, что абхазская и осетинская делегации могут хлопнут дверью, как только увидят этих самых представителей. На Кавказе даже сидеть рядом с предателем считается позорным. Прошлые переговоры закончились впустую именно из-за этого - стороны со скандалом начали выяснять, кто кого представляет и кто кого предал. А потом поголовно разошлись в знак протеста.

«Ситуация с форматом дискуссии не была ясна даже самим участникам встречи, - пояснил ведущий аналитик тбилисского Центра развития и сотрудничества Паата Закареишвили. - В состав грузинской делегации намеренно включены лица, являющиеся раздражителем для абхазов и осетин. Только по этому можно заключить, что грузинская делегация поехала в Женеву для провала встречи».

Набор требований, объявленных Тбилиси, не оставлял места даже для игры в дипломатию. Можно, например, упомянуть о немедленном выводе российских войск из Абхазии и Южной Осетии. И о замене их на международные полицейские силы. В Москве ошибались, полагая, что Грузия в этой ситуации стремится привлечь международных миротворцев. Грузия взяла еще выше. Миротворцы призваны разъединять враждующие стороны до тех пор, пока не будет выработано решение по урегулированию проблемы. А вот полиция принуждает одну из сторон конфликта к принятию воли другой. Иными словами, официальный Тбилиси согласен с помощью Запада заставить абхазов и осетин жить в единой Грузии.

Вопреки ожиданиям, на конференции хлопать дверью никто не стал. Стороны уселись за круглый стол и уже там начали выяснять отношения. По словам главы делегации России Григория Карасина, обсуждение длилось три часа и "было жестким". И безрезультатным - никаких конкретных решений достичь не удалось. Лучшей эпитафией ко второму раунду переговоров послужила оценка, высказанная все тем же Карасиным. "Разговор получился, но проблемы остались".