Мужчина и женщина

ОБСЕ хочет вернуться

Западные миротворцы в составе миссии ОБСЕ находились на южном Кавказе с 1992 по 2009 год. Как известно, вооружённые столкновения между частями грузинской армии и осетинскими ополченцами в конце прошлого века были прекращены с подписанием Сочинского соглашения о принципах урегулирования конфликта президентами России и Грузии Борисом Ельциным и Эдуардом Шеварднадзе. В зону конфликта, для разъединения противостоящих друг другу сил, были введены Смешанные силы по поддержанию мира в составе трёх батальонов, а также миссия наблюдателей от ОБСЕ.

Власти Южной Осетии еще до августовских событий 2008 года говорили о том, что миссия не всегда остается объективной, пытается самоустраниться от решения важных проблем. «На территории республики в нарушение договоренностей присутствуют грузинские вооруженные формирования, которые терроризируют население, а миссия ОБСЕ безмолвствует», - говорил президент Эдуард Кокойты еще в 2007 году. Как показало дальнейшее развитие событий, международные наблюдатели не сделали необходимых выводов, что в итоге и привело к человеческим жертвам.

Более того, по словам представителей югоосетинской стороны, миссионеры ОБСЕ покинули территорию Южной Осетии за несколько часов до начала агрессии. «Они прекрасно знали и располагали информацией о том, какое количество живой силы и боевой техники скапливается в непосредственной близости от наших границ», - твердил Кокойты международным дипломатам уже после трагических событий 2008 года. По его словам, наблюдатели «молча встали и ушли из зоны конфликта».

Подобная безучастность привела к тому, что в республике перестали верить в дееспособность миссионеров. Однако после такого падения ОБСЕ в глазах югоосетин организацией предпринимались попытки продлить мандат на Кавказе, причем с упоминанием Южной Осетии в составе Грузии. Россия, признавшая независимость республики, пойти на такой шаг не могла и с 1 января 2009 года миссия перешла в режим свертывания, а 30-го июня организация прекратила свою работу на Кавказе.

В дальнейшем, председательствовавшая на тот момент в организации Греция предлагала техническое продление устаревшего мандата, а Москва настаивала на учете новой геополитической ситуации на Южном Кавказе, сложившейся после августовского нападения грузинских войск на Цхинвал. Вместе с тем, российская сторона неоднократно выступала со своей инициативой по созданию двух самостоятельных миссий на территории Грузии и Южной Осетии, но в ОБСЕ на такой шаг не пошли, сочтя размещение полноценного офиса организации в югоосетинской столице косвенным признанием независимости республики.

С тех пор дипломаты из Вены уже не раз высказывались за возвращение миссии на Кавказ. Чиновники ОБСЕ демонстрировали искреннюю заинтересованность в решении замороженных конфликтов, которые, по их мнению, нельзя оставлять без внимания. За возобновление работы миссии выступала и грузинская сторона. Не так давно спикер парламента Грузии Давид Бакрадзе выразил надежду на то, что председательство Казахстана в ОБСЕ будет успешным, а миссию этой организации в Грузии восстановят.

А накануне в Тбилиси прибыл глава Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Жоао Соареш. Гость уже обсудил с представителями грузинского правительства вопросы урегулирования грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов и возможности возвращения миссии организации в страну, сообщает «Кавказский Узел». Соареш пообещал, что ОБСЕ «продолжит бороться» за достижение консенсуса по этому вопрос в ходе предстоящего в Осло заседания Парламентской Ассамблеи организации.

Представители Грузии, со своей стороны, подчеркнули, что ПА ОБСЕ должна быть максимально включена в процесс урегулирования конфликтов, чтобы «этот процесс ускорился». По словам вице-спикера парламента Гиги Церетели, в Осло организация, возможно, примет специальную резолюцию по Абхазии и Южной Осетии, передает «Наша Абхазия».

Каковы перспективы возвращения миротворческой миссии ОБСЕ в регион? Дело в том, что в феврале прошлого года именно на заседании Парламентской Ассамблее организации депутаты проголосовали за техническое продление срока пребывания военных наблюдателей до лета, причем только в Грузии.

Правда, этот шаг вовсе не означал продление самого мандата миссии, поскольку для России и Южной Осетии он безнадежно устарел. А для того, чтобы разработать новый, нужно согласие всех трех сторон. Пожалуй, единственный вариант, который сейчас стоит рассматривать всерьез - это размещение небольшого числа миссионеров на территории Грузии. Но для этого, как водится, нужны веские основания. Пока на грузино-югоосетинских рубежах все относительно спокойно, а безопасность молодой республики обеспечивают российские военные. Только обострившаяся обстановка будет поводом для возвращения ОБСЕ. И думается, создание искусственной напряженности в приграничье - не самый лучший путь для возвращения долгожданных миротворцев в Грузию.