Мужчина и женщина

ЕС опасается воплощения телесюжета в реальность

Встреча Баррозу и Гилаури (на фото) состоялась в Брюсселе. Обычно грузинская делегация получает там материально-идеологическую поддержку да узнает о новых радужных перспективах. Но на этот раз ее еще и отчитали за проделки телеканала «Имеди», «моделированием» новой войны поставившего всю страну на уши.

«Я хотел бы, чтобы Грузия воздерживалась от любых действий, способных привести к нагнетанию напряженности в регионе, - заявил глава Еврокомиссии. - Я весьма озабочен этим розыгрышем телезрителей».

Грузинский премьер-министр признал, что со стороны «Имеди» было «не совсем хорошо» выпускать подобный телерепортаж в эфир. По его словам, по этому вопросу будет проведено расследование. Но он заранее оправдался: правительство не контролирует частную телекомпанию.

Поверить его словам могли разве только для виду. Сразу после событий ноября 2007 года, когда поддерживавший демонстрантов канал «Имеди» был разгромлен, телекомпания потеряла независимость. Сначала она была просто закрыта, а после смерти ее владельца - опального грузинского бизнесмена Бадри Патаркацишвили с нарушением прав законных наследников продана арабским инвесторам. Свою лояльность к властям новые владельцы неоднократно доказывали информационной политикой телеканала, направленной против оппозиции.

Сюжет «Имеди» о нападении России и убийстве Саакашвили был тоже создан не без участия правительственных структур. Об этом свидетельствуют две аудиозаписи телефонных переговоров, опубликованные на зарегистрированном в Великобритании сайте «Сорока». На одной глава телекомпании Георгий Арвеладзе уверяет свою сотрудницу, что президент в курсе дел. На другой - сам Саакашвили уже после выхода телесенсации поясняет одному из министров, что ошибкой было лишь отсутствие предупреждающих титров.

Выгораживая правительство, часть грузинских экспертов свалила вину за фабрикацию аудиозаписей на российские спецслужбы. А другая часть нашла корень зла в противостоянии министра внутренних дел Вано Мерабишвили и мэра Тбилиси Гиви Угулава, который, по слухам, лично контролирует «Имеди» и считается одним из самых вероятных претендентов на президентский пост от правящего «Единого национального движения».

Как бы то ни было, масштаб провокации слишком велик, чтобы она прошла без уведомления властей. Но когда это привело к скандалу, все поспешили отгородиться от соучастия, вплоть до администрации президента.

Многие чиновники и депутаты от большинства были искренне возмущены. Правда, их беспокоило не столько содержание, сколько подача материала: издевательство над чувствами грузин, недавно переживших драму 2008 года. Оппозиция тоже негодовала, раскусив замысел черных политтехнологов, опорочивших связи Зураба Ногаидели и Нино Бурджанадзе с Москвой.

Международная реакция тоже была резкой. Протест России, которую телевизионщики изобразили агрессором, понятен. «Политической паранойя», по заявлению российского МИД, «нанесла серьезный ущерб безопасности и стабильности в регионе». Так ведь и западные дипломаты были шокированы.

Посол Франции в Грузии Эрик Фурнье выразил претензии, что кадры с ним были использованы фильме в новом контексте. Он прислал письмо на имя руководителя телекомпании Георгия Арвеладзе, в котором выразил, мягко говоря, «удивление» и назвал передачу «абсолютно безответственной».

В фильме о нападении России Фурнье якобы присутствует на встрече министра иностранных дел Грузии с послами и знакомит их с деталями воображаемой российской интервенции. Там же фигурируют дипломаты из Великобритании и Чехии.

Посол Великобритании Денис Киф тоже выразил протест в связи с показом его персоны для создания иллюзии. По его словам, это является проявлением «неуважения» к послу и «плохо отразится на репутацию Грузии с точки зрения СМИ», передает Civil.ge.

Посол США Джон Басс, которого не «употребили» для манипуляции, только пожал плечами и сказал: «Не думаю, что передачи такого типа - если даже в них было бы указано, что это выдумка - сейчас способствовали бы урегулированию реальных угроз безопасности и решению проблем, стоящих перед Грузией».

Назначенная недавно на пост представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуния Миятович осудила информационное «фэнтэзи» и назвала его «журналистской безответственностью».

Позиция миссии наблюдателей ЕС была близка к российской: «Создание подобных безответственных программ влечёт за собой серьезную дестабилизацию обстановки вблизи административных границ».

Заявление главы Еврокомиссии Баррозу, очевидно, основывалось именно на этой оценке представителей ЕС, которые находятся в Грузии в роли неких «барометров», измеряющих уровень напряженности в зоне недавнего конфликта. Можно себе представить, как «зашкалили» их чувства во время показа лжехроники нападения.

Впрочем, осуждая телесюжет, европейцы не забыли, как строгая, но любящая мама, погладить грузинское руководство по головке. Во-первых, Баррозу по старой привычке поддержал грузинское требование к России о допуске европейских наблюдателей в Абхазию и Южную Осетию, хотя решать этот вопрос нужно с Сухумом и Цхинвалом.

Но главное, в Брюсселе были окончательно согласованы детали упрощения визового режима с ЕС для некоторых категорий грузинских граждан. Дипломированным специалистам, стажерам, студентам дверь открыли пошире, разрешив «некоторое время» поучиться и поработать там. Но заодно европейские власти упростили процедуру выдворения нежелательных категорий грузин, приложив к документу соглашение о реадмиссии.

Кроме того, грузинской делегации пообещали начать переговоры по соглашению об ассоциации с Евросоюзом уже летом этого года. Впрочем, это не значит, что Грузия приблизилась к заветной мечте - вступлению в ЕС, так как уровень взаимоотношений, предусмотренных подобными документами, может сохраняться десятилетиями. И так скорее всего и будет, пока официальный Тбилиси допускает такие экспансивные и плохо просчитанные ходы, как сюжет на «Имеди».