Родители и дети

Конец проекта Nabucco?

Как сообщил Алексей Миллер, в настоящее время согласованы все юридические документы, необходимые для начала строительства газопровода «Южный поток». «Австрия - седьмая страна, с которой подписано межправительственное соглашение по газопроводу, - цитируют «Вести». - Сегодня мы говорим о том, что проект состоялся, и можем приступать к проектным работам. Можно от сегодняшнего дня уже достаточно легко считать сроки реализации «Южного потока».

На прошлой неделе в Австрии побывал премьер-министр России Владимир Путин, который согласовал с канцлером Вернером Файманом все детали сотрудничества. Дело в том, что сейчас именно через Австрию российский газ идет в Германию, Францию, Италию, и Венгрию, но пока в качестве транзитной страны выступает Украина, пишет KP.ru. Однако с оформлением всех необходимых документов и запуском «Южного Потока» сырье будет поступать в Европу уже напрямую. Российский премьер пообещал, что такой шаг гарантирует Вене стабильные, надежные, абсолютно гарантированные поставки.

Любопытно, что Австрия, которую многие рассматривали в качестве главной движущей силой проекта Nabucco, на данный момент все же предпочла российский вариант. В ходе визита Путина канцлер Вернер Файман выразил сомнение относительно ресурсного обеспечения Nabucco, заявив: «Мы еще не знаем, будет ли там газ». На что премьер-министр России заметил, что строить трубу без контрактов нельзя. «Назовите мне хотя бы один контракт по Nabucco?», - прозвучал из уст Путина риторический вопрос.

Впрочем, сдаваться европейский проект, ставящий целью обеспечить Запад альтернативными источниками сырья, похоже, пока не собирается. На днях консорциум проекта объявил тендер на строительство трубопроводной инфраструктуры. Некоторые специалисты при этом считают, что на данном этапе Nabucco даже обгоняет конкурирующий «Южный Поток», сообщает «Кавказский Узел».

Действительно ли оформление соглашения между Москвой и Веной может стать для Nabucco своеобразной мотивацией? И каковы шансы западного проекта в борьбе с российским конкурентом? На эту тему корреспондент GeorgiaTimes побеседовал с экспертами.

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Пока я не видел реакции концерна OMV (оператора Nabucco) на подписание российско-австрийских соглашений по «Южному потоку». Однако в том, что российский проект будет реализован, сомнений нет, поскольку Австрия - это один из ключевых партнеров России, она будет страной-распределителем. У Nabucco же есть сложности, как финансовые, так и ресурсные. Сейчас уже поговаривают о том, что если рентабельность этого проекта будет поставлена под сомнение, то он может быть заморожен или вовсе свернут.

Не следует также забывать, что Nabucco - капиталоемкий проект, а европейцы после кризиса стали более осторожными, и никто не хочет сорить деньгами, осуществляя эту стройку. Более того, сейчас в Европе поубавились страшилки про «Газпром». Поэтому перспективы обоих российских потоков превосходят перспективы Nabucco в разы. И хотя европейцы наверняка попытаются противопоставить этот проект российскому, шансов у Nabucco мало.

Чем объясняется начало тендера на строительство трубопроводной инфраструктуры для Nabucco?

Это часть подготовительной программы и больше похоже на зондирование почвы. Это своеобразная проверка того, насколько рынок и инвесторы заинтересованы в проекте. Если будет жесткий конкурс, то это будет показывать, что идеологическая вера в Nabucco есть. Но если конкурсы будут проводиться в одном лице, то это будет означать, что инвесторы сомневаются в таком проекте.

Сергей Демиденко, эксперт Института стратегических оценок и анализа

Что такое Nabucco - до сих пор непонятно. Это проект-фантом. Откуда брать для него газ - неясно. И такая неопределенность будет сохраняться до тех пор, пока такую позицию, как сейчас, занимает Иран. У Nabucco до сих пор нет ни единого шва, ни одной скважины. Там происходят исключительно дипломатические хождения. Поэтому увязывать Nabucco и «Южный поток» друг с другом было бы не совсем корректно хотя бы потому, что за российским проектом стоит что-то реальное. Да, есть свои неясности и тут, например то, откуда брать газ, но Nabucco - это эфемер в чистом виде, фантасмагоричный проект.

В свое время этим проектом пытались пугать Россию, мол, это будет трубопровод в обход РФ. Даже если предположить, что Иран откроется для Nabucco, это газовая держава лишь в перспективе. Там еще ничего не разработано. Если же взять Туркмению, то она больше ориентирована на Китай.

Что означает начало тендера на строительство трубопроводной инфраструктуры для Nabucco?

Честно говоря, это очень странно. Еще раз повторюсь: неизвестно, откуда у Nabucco будет газ. Как можно что-то строить, если неизвестно, откуда это пойдет? Подобные сведения могут быть полезными для заядлых любителей геополитики, но не для энергетиков.

Григорий Кутовой, президент независимого энергетического Альянса

Думаю, «Южный Поток» находится в более выигрышном положении, нежели Nabucco. Во многом потому, что Россия выходит через Черное море к потребителям и может быстрее реализовать свой проект. Nabucco же важен для Европы с точки зрения дополнительных гарантий поставок газа. Я не исключаю, что со временем найдется газ и для этого проекта, но непонятно, насколько это растянется по времени.

Можно ли говорить, что Nabucco активизируется после подписания российско-австрийских соглашений?

Да, эта соревновательность имеет место. Но авторы Nabucco сегодня блефуют, поджимают южных соседей России, которые могут выступить в роли поставщиков газа для европейского газопровода. Однако для России этот проект - не конкурент.