Мужчина и женщина

ПАСЕ в ступоре

Рассмотрение конфликта на Южном Кавказе в ходе весенней сессии ПАСЕ проходило в форме свободной дискуссии, без принятия каких бы то ни было резолюций. Дело в том, что докладчики ассамблеи, Дэвид Уилшир и Матиас Йорш представили диаметрально противоположные точки зрения.

В своем выступлении венгр подчеркнул, что, если бы в свое время российские миротворцы в зонах конфликта в Грузии были заменены на европейских, то трагедии в Южной Осетии удалось бы избежать. Йорш отметил, что Грузия в результате войны «потеряла часть своей территории», доверие и репутацию, но и Россия тоже проиграла в репутационном отношении. «Абхазцы тоже считают, что они проигравшая сторона. Они не могут совершать зарубежные поездки, не могут учиться за рубежом», - подчеркнул докладчик. Он считает, что «публичные дебаты не помогут - нужны прямые переговоры между Россией и Грузией.

Второй докладчик Дэвид Уилшир подчеркнул, что если ассамблея не предпримет необходимые шаги, то может получить и другие замороженные конфликты в будущем. Он призвал руководствоваться в урегулировании российско-грузинского конфликта ранее принятыми ассамблеей резолюциями, касающимися конфликтов между Арменией и Азербайджаном, а также в отношении непризнанной Турецкой Республики в северной части Кипра. «Я призываю всех смотреть в будущее, а не в прошлое. Мы должны сосредоточить свои усилия на том, что реально достижимо», - подчеркнул Уилшир.

Объясняя причины таких разных подходов к конфликту на Кавказе, Матиас Йорш подчеркнул, что его концептуальные подходы и подходы Уилшира - абсолютно различные. «То, что вполне подходит Уилширу - как он говорит, принятие новых реалий - для меня морально неприемлемо». Венгерский парламентарий также добавил, что в ПАСЕ есть силы, которые в свое время намеренно сделали содокладчиками по российско-грузинской войне двух людей, у которых совершенно разные взгляды на этот конфликт.

Неоднозначное заявление Йорша стало его прощальным «приветом» ассамблее - 19 мая венгра заменят на другого докладчика, поскольку он не был переизбран в парламент своей страны, а нынешний мандат докладчика истекает в следующем месяце, передает РИА Новости.

Разногласия двух коллег стали своеобразной квинтэссенцией всего обсуждения грузино-российской проблематики в Страсбурге, поскольку оценки ситуации участниками дискуссии в ассамблее также кардинально отличались.

Так, глава грузинской делегации в ПАСЕ Петре Цискаришвили еще раз обозначит четкую позицию руководства своей страны, заявив, что Россия «продолжает оккупировать часть территории Грузии» и создает на ней свои военные базы.

Москва возразила Тбилиси тем, что в трагических событиях августа-2008 нет победителей. «Здесь все жертвы», - отметил председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев. По его словам, обсуждение проблем Южного Кавказа в ПАСЕ загнали в угол, так как ассамблее была предложена роль трибунала, вследствие чего всю вину возложили на Россию. «Этот конфликт будет урегулирован тогда, когда мы перестанем смотреть на него как на игру с нулевой суммой, - добавил российский дипломат. - Эту дверь нужно открыть ключом, а не пытаться ее снова взломать».

Подобрать ключ к началу процесса урегулирования в ПАСЕ попыталась экс-руководитель международной миссии по расследованию обстоятельств югоосетинского конфликта Хайди Тальявини. Она рекомендовала Грузии и России воздержаться от перекладывания ответственности за августовские события. «Сам конфликт базируется на многолетних причинах, - заметила она. - Причины эти сложно понять, так как все стороны конфликта сделали неправильные шаги, и их надо исправлять».

Одним из шагов в этом направлении может стать встреча главы ПАСЕ Мевлюта Чавушоглу с главой МИД России Сергеем Лавровым. Председатель ассамблеи уже сообщил, что планирует обсудить с российским министром отношения Москвы и Тбилиси.

Что же касается нового доклада ПАСЕ по российско-грузинским отношениям, то он будет представлен в Страсбурге в октябре. Как заявил докладчик ассамблеи по Северному Кавказу Дик Марти, грузинский вопрос очень сложный, тонкий, конфликтный и эмоциональный. «Трудно оценить ситуацию в целом, - сказал Марти. - Ситуацию, в которой ответственность лежит на обеих сторонах».

Таким образом, у ПАСЕ есть еще полгода на то, чтобы разобраться в проблеме и наметить пути выхода из кризиса дискуссий, так ярко обозначившегося в ходе весенней сессии ассамблеи.