Мужчина и женщина

Камнями по полиции, или Бьют - значит любят

Грузинская оппозиции сегодня отвечает только на звонки знакомых. Половина ее отмечает праздник Гиоргоба, половина пошла на антипарад полиции. Впрочем, дозвониться удалось до председателя общества «Бывшие заключенные за права человека» Наны Какабадзе. Однако единственное, что она сообщила: находится в больнице, куда доставлены два человека с ранениями. Они пострадали во время разгона митинга протеста против Дня полиции.

Позже стали известны имена госпитализированных. Это раненный в голову Каха Беришвили, член молодежного крыла «Партии народа», и член движения «Защити Грузию» Бидзина Гегидзе, которому камень попал в ногу.

Как заявила одна из организаторов акции, лидер общественной организации «Солидарность с политзаключенными» Эка Беселия, столкновение было спровоцировано специально нанятыми людьми.

«Мы не нарушали конституционного порядка. У нас было право находиться там, где мы находились ...а полиция перекрыла дороги даже там, где не проводился парад. Мы не шли на провокацию, у нас не было в мыслях насилия. Провокацию осуществили люди в гражданской форме, находившиеся за спецназом, которые начали бросать камни. В свою очередь представители оппозиции начали защищаться», - пояснила она.

С утра колонна оппозиционеров выдвинулась к министерству, где проходит парад полиции. Но была вынуждена пойти в обход вдоль железной дороги. Однако спецназ стоял и там. В самом деле, нельзя же было пустить оппозицию к стеклянному зданию МВД - оно ведь такое хрупкое.

По версии проправительственных СМИ, кровопролитие спровоцировали сами оппозиционеры под руководством «кремлевской братии - Нино Бурджанадзе, Зураба Ногаидели, Георгия и Левана Гачечиладзе, Кобы Давиташвили, Кахи Кукава, Звиада Дзидзигури, Коки Гунцадзе, Эки Беселия».

Возмущение парадом высказывали и другие политические лидеры - Ираклий Аласания и его «Альянс за Грузию», Сосо Шатберашвили, один из лидеров лейбористов. Однако выходить на акцию они поостереглись. Ограничились призывом не поддаваться на правительственные провокации.

Малочисленность акции протеста - около 200 человек - позволила спецназу успешно справиться с подавлением. Сценарий парада не был нарушен. Смотр полиции принял сам президент. Михаил Саакашвили как ни в чем не бывало заявил, что полиция - деполитизирована, и подчиняется не ему лично и даже не министру Мерабишвили, «а исполняет свой долг, прописанный законом».

Глава государства прочел полицейским оду, в лучших традициях придворной поэзии сравнив предмет восхваления с божественным персонажем. «Сегодня день святого Гиоргия и если что-то защищает нашу страну и полицию, это святой Гиоргий, который является символом борьбы добра со злом и его победы над злом, чем занимается ежедневно наша полиция», - заявил президент.

Как ранее сообщило МВД, оно объявило Гиоргоба - своим профессиональным праздником. Однако идея обожествления ведомства Мерабишвили пришлась не по вкусу оппозиции. Лидеры непарламентских партий, как только услышали о задумке парада в религиозный праздник, пообещали помешать этому. Для них кощунственна даже мысль - поднимать бокалы за полицию в день покровителя Грузии. Тем более, что год назад в этот день полиция жестоко расправилась с демонстрантами, некоторые из них остались инвалидами.

Власти к общественным протестам остались глухи. А Вано Мерабишвили на проправительственном телеканале «Рустави-2» даже заявил, что народ доверяет полиции и любит ее.

«Сегодняшнюю полицию народ любит, а старую полицию народ не любил, так как видел в ней опасность. Сегодня полиция - друг рядовых граждан, защитник их прав и интересов", - сказал он.

Тезис министра в нимбе повторил и Саакашвили. «Полиция пользовалась в прошлые годы поддержкой 5 процентов населения, а сейчас эта цифра зашкаливает за 80 процентов. Народ любит полицию и это самая высшая награда» - сказал он, добавив, что ведомство стало одним из лучших в мире.

Действительно, после реформирования министерства и жесткой борьбы с коррупцией патрули в Грузии взяток не берут. Слишком многие за это поплатились местом и даже свободой. Оснащены они современнейшими автомобилями Volkswagen Passat и современными мотоциклами, что облегчает преследование и поиск преступников. «Грузинские дети вместо преступников стали играть в полицейских, которые этих преступников ловят», - отмечает портал Slon.ru.

Вместе с тем, правительству стало проще «очищенное» ведомство применять в борьбе с политическими оппонентами. Если ты простой гражданин, то риска пострадать от полиции немного. Если только не будешь «случайно» застрелен, как Сандро Гиргвлиани или Зураб Вазагашвили, при превышении полномочий патрулями. Но если ты сказал что-то неугодное власти, то жди либо обвинения в шпионаже, либо подброски наркотиков или оружия.

Поэтому у оппозиции отношение к собственной распрекрасной полиции ничуть не лучше того, как относятся к российскому нереформированному МВД в «Другой России» Гарри Каспарова, в «Яблоке» Григория Явлинского или даже в компартии. Как выразился один из российских коммунистов, член Комитета Госдумы РФ по безопасности полковник советской милиции Алексанлр Куликов, российская «милиция превратилась в монстра». Впрочем, в России тоже, после серии критических выступлений о милицейском беспределе, начинается реформа. Обсуждаются грузинские методы «чистки», но в смягченном варианте. Будут сокращены не все, а только 20 процентов служащих. И им помогут трудоустроиться. Зарплата оставшихся вырастет втрое. Прямые контакты сотрудников МВД с гражданами будут сведены к минимуму - в целях борьбы с коррупцией.