Мужчина и женщина

НАТО в погоне за двумя зайцами

Доклад Мадлейн Олбрайт не стал сенсацией. Все, что она предлагает включить в готовящуюся новую Стратегическую концепцию альянса, уже говорилось много раз, за исключением более плотного сотрудничества с Россией и попытки примерить на себя новые невоенные функции, такие как регулирование цен на энергоносители, прокладка газовых маршрутов, контроль за киберпространством.

Расширение НАТО, указано в документе, должно быть продолжено. Те страны, которые хотят присоединиться, должны стать членами альянса после того, как выполнят программы, необходимые для членства, полагают «12 мудрецов».

«Партнерство с Грузией и Украиной» выделено в особый раздел доклада. Эксперты отмечают, что августовская война 2008 года в Грузии стала провалом альянса. Впредь этого нужно избегать, наладив близкие контакты с этими странами. «НАТО регулярно должна использовать комиссии НАТО-Украина и НАТО-Грузия, чтобы обсуждать проблемы общей безопасности и содействовать практическому сотрудничеству, в том числе и по реформам обороны», - отмечается в докладе.

На презентации доклада Олбрайт также указала, что «альянс должен быть гибким и эффективным настолько, чтобы иметь возможность проводить операции на удаленных территориях», то есть даже за пределами стран альянса.

И, как ни удивительно, все эти намерения НАТО предлагают совместить со сближением с Россией. Приоритетом в этом направлении должны стать сотрудничество в Афганистане и развертывание системы ПРО для противостояния, как подчеркивается, Ирану.

«Необходимо сотрудничать с партнерами в таких случаях, когда крайне важно осуществлять экономические, политические и военные решения, - говорит Олбрайт. - Исходя из географического положения, многие сомневаются в позитивной роли России, однако необходимо развивать отношения России с НАТО, и в них большая роль будет уделяться борьбе с терроризмом».

Как укладываются в головах «мудрецов» две противоречивые цели - вербовка новых стран и дружба с Россией, остается загадкой. Ведь расширение НАТО названо главной угрозой безопасности в российской военной доктрине. Как гласит русская поговорка, невозможно, чтобы и волки были сыты, и овцы целы.

«Совет мудрецов» по этому поводу наивно заверяет: «альянс не представляет угрозы для России и не видит ее со стороны Москвы». «Партнерство требует усилий с обеих сторон, но с точки зрения альянса, дверь к сотрудничеству с Москвой должна быть открыта на всех уровнях»,- подчеркнула на презентации Мадлен Олбрайт.

Нелепо выглядят и положения доклада Олбрайт об Украине, тогда как эта страна со сменой президента фактически прекратила процесс вступления в НАТО.

Эксперты просто не определились в своем отношении к Москве. Такое впечатление от их анализа осталось у постпреда России при НАТО Дмитрия Рогозина. «В докладе нашли отражение несколько противоположных точек зрения на Россию. Эти позиции отражают отсутствие взаимопонимания не только между 28 странами НАТО, но и между 12 экспертами «Совета мудрецов», - цитирует Рогозина ИТАР-ТАСС. Вместе с тем, постпред называет доклад «любопытнейшим документом» и собирается проанализировать, «что подразумевается между строк».

Ничего нового, кроме фиксации концептуальной проблемы НАТО (а блок создавался в противовес социалистическим странам Варшавского договора и потерял смысл после падения СССР) в докладе мудрецов не увидел и председатель Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов. «Это шаг назад по сравнению с предыдущими документами», - заявил он в интервью русской службе Би-Би-Си.

Караганов с иронией отнесся к планам дальнейшего расширения альянса: «Наверное, заявить прямо, что расширение закрывается, было бы унизительным для НАТО». «Россия уже заявила о своей готовности жестко противодействовать расширению НАТО на страны, с которыми она граничит, в первую очередь речь об Украине и Грузии, - подчеркнул политолог. - А что касается Балкан, пусть расширяется, чтобы доказать свои способности».

Не доверяет намерениям сотрудничать с Россией завотделом стратегических исследований ИМЭМО РАН Александр Савельев. В интервью «Голосу России» он отметил, что НАТО до сих пор не ответил на вопросы: зачем нужно расширение и ПРО?

«Если необходимо расширять демократию, то можно это делать и без расширения военно-политического блока. Второй момент - система противоракетной обороны. Мы так и не получили четкого ответа, против кого эту систему они хотят разворачивать. Нам говорят об Иране, Северной Корее. Однако сами признают, что в обозримом будущем эти страны не будут иметь такие ракеты, которые могут накрыть Европу», - заметил Савельев.

Доклад «мудрецов» будет основой для дискуссий на саммите НАТО, который пройдет в ноябре этого года в Лиссабоне. Там должны быть утверждены основные положения новой концепции альянса.

Надо полагать, что это не последний свод рекомендаций к докладу. Недавно эксперты из лондонского Центра европейского реформирования тоже проанализировали деятельность альянса и его отношения с Россией. Одним из авторов исследования был советник Олбрайт.

В лондонском отчете Россия предстает менее надежным и более опасным партнером. За ней видят угрозу провоцирования региональных конфликты, которые будет сложно локализовать или предотвратить. В пример приводятся события августа 2008 года, словно и не было комиссии ЕС, установившей, что от одиночных выстрелов к масштабным военным действиям первой перешла Грузия.

Особое беспокойство по России высказывают восточноевропейские члены альянса. В итоге военный блок не знает, как успокоить их и продолжать сотрудничество с Москвой. «Это ложная дилемма. Необходимо выработать стратегию, в которой бы совмещались оба эти направления», - советуют в Центре европейского реформирования.

Несмотря на сохраняющееся недоверие между сторонами, Россия и НАТО продолжают консультации. 8 мая они утвердили план военного сотрудничества на 2010 год. Ожидается, что ближайшая встреча Совета Россия - НАТО на уровне глав Минобороны состоится в июне. Работа этой структуры должна стать бесперебойной и эффективной, считает генсек Североатлантического альянса Андерс Фог Рассмусен. Он же обещает, что «голос России будет услышан при разработке стратегии НАТО».