Мужчина и женщина

«Альянс» несет потери

Сразу после выборов в органы местного самоуправления Грузии экс-омбудсмен Созар Субари покинул ряды «Альянса за Грузию», сообщают грузинские СМИ. Он пояснил, что решение об этом родилось полтора месяца назад, когда он отказался от места председателя сакребуло в Тбилиси. Но уходить не решался, чтобы не навредить альянсу и оппозиции в целом.

Правозащитник пытался объединить оппозицию, вел переговоры между всеми политическими силами. От собственных амбиций он также отказался ради более сильного кандидата. Однако все усилия оказались напрасны. Ни Ираклий Аласания, ни его блок «Альянс за Грузию» не смогли обыграть правящее «Единое национальное движение», хотя, по предварительным данным, и обогнали Христин-Демократическую партию.

Аласания счел поступок Субари слабостью. «Есть люди, которые теряют веру в победу при первом же препятствии. Настоящих бойцов препятствия делают еще сильнее. Лично я никогда не был частью гарантированного плана победы. Даже в самых сложных обстоятельствах я побеждал именно своими руками и при поддержке соратников и так намерен продолжать. Созар выбрал свой путь», - прокомментировал лидер «Альянса» уход правозащитника.

В свою очередь, Субари отметил что, «когда есть шанс на победу, не нужно бороться за поражение». Он намекнул на «недоговороспособность» грузинских оппозиционных лидеров, включая того же Аласания.

2004 году парламент на свою голову выбрал Субари на пост народного защитника, который он занимал в течение пяти лет. За эти годы он успел разоблачить подноготную грузинской демократии, основанной на жестком полицейском прессинге на оппозицию, безнаказанности убийц в форме, готовности к разгону народных митингов.

Доклады Субари портили имидж страны в обзорах международных организаций по правам человека. К тому же омбудсмен не ограничивался критикой, а требовал расследований и наказаний виновных.

6 мая прошлого года он сам присутствовал при разгоне акции перед зданием управления полиции и зафиксировал применение незаконного оружия - пластиковых и резиновых пуль. По его замечаниям, в законе их использование не было прописано, к тому же патрули стреляли прицельно в лицо и в голову, так что 2 человека потеряли зрение.

Летом парламент предпочел сменить принципиального Субари на более податливого Георгия Тугуши. Первый же его отчет, наполовину подготовленный предшественником, показал, что новый народный защитник предпочитает сглаживать, а не обострять существующие проблемы.

А Созар Субари, которого на посту омбудсмена нередко упрекали в политизированности, полностью ушел в политику. Он решил поддержать Ираклия Аласания, в дипломатическом опыте которого видел возможность объединения оппозиции.

Авторитет Субари, в свою очередь, должен был весьма благотворно сказаться на «Альянсе за Грузию», так как правозащитнику доверяли 43 процента грузин, опрошенных в апреле организацией «Барометр 2009» при финансовой поддержке «Открытого общества - Грузия». Из политиков его обгонял только Саакашвили с 46 процентами.

Первоначально для Субари была неприемлема позиция «Национального совета», возглавляемого Зурабом Ногаидели. Экс-премьер заявил о желании налаживать сотрудничество с Россией без предварительных условий. Большинство лидеров «Альянса», в том числе Субари, сочли это шагом непопулярным, противоречащим национальным интересам. Они объявили о готовности объединиться со всеми, кроме «Движения за справедливую Грузию» Ногаидели.

Аласания, понимая, что без единства выигрыш на выборах невозможен, отверг формулу «все минус Ногаидели». Он решил попробовать себя в праймериз, организованном «Нацсоветом». Эксперты заговорили о расколе «Альянса».

Однако, поколебавшись всего один день, экс-постпред в ООН согласился с мнением входящих в политический блок республиканцев, «Новых правых» и Субари. От Ногаидели и праймериз он отмежевался.

А через месяц сам Субари смягчил позицию, видимо отчаявшись расширить электорат «Альянса» за счет голосов бойкотирующего выборы «Движения за Единую Грузию» и консерваторов и народников из «Нацсовета». Он сказал, что готов вести переговоры об объединении со всеми, включая Ногаидели.

Субари даже снял свою кандидатуру на пост председателя сакребуло Тбилиси, надеясь, что «Альянсу» удастся сойтись на мэре Аласания и главе совета от христиан-демократов Инге Григолия. Но Георгий Таргамадзе, один из лидеров Христиан-демократической партии отверг это предложение, назвав его запоздалым.

Тогда же, в начале апреля, Субари в первый раз признался, что разочарован вступлением в «Альянс за Грузию». «Я не буду обманывать избирателей. Когда я оставил должность народного защитника, не скрою, у меня было много предложений, однако я вступил в «Альянс», так как считал и надеялся, что в рамках организации состоится большое единение. Но, то, что мы думали тогда, как-то не получилось. Может быть, в чем-то была и моя вина, а в чем то и то, некоторые не смогли перебороть свои амбиции», - отметил Субари в телеэфире.

«Когда президент устраивает нам то настоящую войну, то виртуальную, а страна становится для него развлечением, с этим надо раз и навсегда покончить, и вокруг этого должны объединиться все, несмотря на различие во взглядах», - подчеркнул он.

Но сразу «Альянс» Субари не покинул, хотя слухи об этом обсуждались в прессе. Последующие месяцы до выборов он посвятил попыткам договориться с Леваном Гачечиладзе, с Ногаидели и другими политиками. «Альянсу» в результате политических консультаций удалось привлечь в свои ряды «Путь Грузии», возглавляемый экс-министром иностранных дел Саломэ Зурабишвили.

И все же на выборы оппозиция вышла раздробленной. И как закономерное следствие, уступила кандидатам от партии власти. По словам лидера «Национального совета» Зураба Ногаидели, 30 мая стало поражением грузинского государства. А по мнению президента Михаила Саакашвили - победила демократия.

Что касается Субари, то он собирается уйти в НПО, не называя пока конкретную организацию. Возможно его избрание так называемым «альтернативным Народным защитником». С идеей учреждения такой негосударственной должности выступили ведущие НПО страны, считающие неэффективной работу нового омбудсмена.

«Большое число проблем, существующих в Грузии в сфере защиты прав человека, не попали в очередной отчет Народного защитника, который очень важен для работы международных организаций. Более того, в отчетах Народного защитника многие факты искажены», - сообщила недавно «Новости-Грузия» лидер организации «Бывшие политзаключенные за права человека» Нана Какабадзе.

«Альтернативный омбудсмен», по ее словам, не будет бороться с аппаратом Народного защитника. Он лишь будет повышать эффективность его работы. При этом Какабадзе отметила, что действующий омбудсмен выразил готовность сотрудничать со своим независимым коллегой. У Субари есть все шансы быть избранным на этот общественный пост. Неполитическую сферу правительство Грузии контролирует гораздо меньше, и там деятельность честного и опытного правозащитника принесет больше пользы.