Мужчина и женщина

Киргизский синдром

Желание официального Тбилиси любое происходящее на просторах СНГ событие повернуть в свою сторону не перестает удивлять. Так, 14 июня государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили на встреча с президентом Парламентской ассамблеи Совета Европы Мевлутом Чавушоглу заявил буквально следующее. "То, что происходит в Киргизии против узбеков, является продолжением этнической чистки грузин в Цхинвали. Пока международное содружество будет допускать подобные действия России в одном месте, она будет делать то же самое и в другом. Поэтому необходимо своевременно и строго реагировать на такие действия России". В огороде, как водится, бузина. Впрочем, гораздо более удивителен тот факт, что подобное заявление на полном серьезе ретранслируется ведущими информационными агентствами и, более того, на него никак не отреагировали представители ПАСЕ.

Впрочем, заявление Якобашвили стоит разобрать подробнее - ведь не можем же мы предположить, что один из наиболее влиятельных министров правительства молодой грузинской демократии говорит вещи, которые более к лицу выпускнику психо-неврологического диспансера. Итак, "этническая чистка грузин". Это безусловный плод фантазии господина Якобашвили - поскольку большая часть грузинского населения покинула Южную Осетию еще во время первого грузино-осетинского конфликта в 1992 году. А те, что оставались - пострадали в Пятидневную войну в первую очередь от действий самих грузин. Что же касается этнических чисток, то стоит скорее напомнить господину министру о действиях грузинских войск в августе 2008 года, целенаправленно уничтожавших осетин - и не только военных, но и гражданских.

События на юге Киргизии, в свою очередь, также не являются этническими чистками - а межэтническим конфликтом, пусть и весьма кровавым. Безусловно, история взаимоотношений киргизов и узбеков схожа с историей взаимоотношений грузин и осетин - но причины этих конфликтов, уходящие в глубь веков, существенно разнятся. Кстати, стоит вспомнить и события 20-летней давности, когда во время столконовений не только киргизы вырезали узбекское население, но и узбеки - киргизское. Как бы то ни было, в заявлении Якобашвили, несмотря на грубейшие фактические ошибки, присутствует очень серьезное обвинение - а именно в причастности России к беспорядкам, происходяшим на юге Киргизии. С учетом обращения к Президенту России Дмитрию Медведеву со стороны главы временного правительства Киргизии Розы Отунбаевой с просьбой о военной помощи картина получается предельно ясная. Министр по вопросам реинтеграции, по сути, говорит о том, что Россия спровоцировала новую резню и беспорядки в Оше и Джалал-абаде с тем, чтобы... Правильно! Ввести войска и коварно оккупировать молодую грузинскую... ох, простите, киргизскую демократию. Бред? Безусловно. Однако же находятся те, кто в это верит.

Прискорбно, но в число верующих в коварство и агрессию России попал и президент Парламентской ассамблеи Совета Европы Мевлут Чавушоглу. По итогам встречи с Якобашвили он заявил, что в ходе разговора они "рассмотрели государственную стратегию Грузии об оккупированных территориях. Мы положительно оцениваем этот план действий. Наши эксперты рассматривают ее и поддержат. ...Допуск международных наблюдателей на оккупированные территории с нашей стороны стоит на повестке дня и сейчас. Это больше гуманитарный вопрос и политизировать его неприемлемо". Весьма симптоматично, что господин Чавушоглу использует формулировку лишь одной из сторон, занимая, таким образом, не позицию стороннего наблюдателя, как должно было бы быть - а позицию сторонника Грузии. Впрочем, не исключено, что господин Чавушоглу вскоре скажет, что его "неправильно поняли" или "неверно трактовали" его слова - как это было в феврале этого года с высказыванием по поводу Нагорного Карабаха. Напомню, что господин президент ПАСЕ назвал тогда Карабах "оккупированной армянами азербайджанской землей" - и через день отказался от своих слов. Да и заявление ПАСЕ от апреля сего года, осуждающее геноцид армян, оглашал отнюдь не президент ПАСЕ. Вот и выходит, что миссию мирного урегулирования на себя берет организация, чей руководитель имеет ангажированную точку зрения. Парадоксально, не правда ли?

Так что на повестке дня остается основной вопрос - как отреагирует Москва на обвинения Якобашвили и признание ПАСЕ Осетии и Абхазии "оккупированными территориями". То, что ответ не замедлит себя ждать - вполне очевидно, слишком серьезный вызов брошен российским политикам.