Мужчина и женщина

Молодожены бежали от грузинских традиций

Эта история достойна внимания кинематографа. Французские власти высылают из страны молодую грузинскую семью, нелегально пробравшуюся в Европу в 2009 году. Покинуть Родину их вынудили не экономические и не политические причины, а родовые обычаи, на удивление все еще теплящиеся в демократизированной стране.

Давид Одикадзе был жестоко избит родней после женитьбы. Ему потребовалось переливание крови. Но во время этой операции он заразился гепатитом С, что только прибавило горя ему и его супруге Зинаиде.

Молодые люди решились бежать из родной страны, где все друг друга так хорошо знают, что скрыться от преследователей невозможно. Сначала Одикадзе перебрались в Польшу, где в прошлом году был прямо-таки наплыв грузинских мигрантов. А когда в лагерях для беженцев начались беспорядки, молодая чета переехала во Францию. В Гренобле грузинским нелегалам удалось устроиться благодаря милосердию местных жителей. В октябре у них родился сын Георгий.

Но французская миграционная служба 7 июля сего года арестовала семью Одикадзе. Родителей вместе с восьмимесячным ребенком поместили центр административного задержания в Лионе. Причем, во время задержания у Зинаиды произошел выкидыш, но сочувствия чиновников это не вызвало.

Вчера семья прибыла обратно в Польшу. Отсюда почти наверняка ее депортируют на родину. С начала этого года в Грузию уже этапированы несколько партий грузинских эмигрантов, так и не добившихся от Варшавы присвоения официального статуса беженцев.

«Одикадзе подавали запрос на легальное проживание из-за проблем со здоровьем, но префектура отказалась рассматривать запрос. Врач дал согласие, и после этого у нас не было возможности воздействовать на префектуру», - заявила РИА Новости представитель правозащитной организации «Образование без границ» (RESF).

По какой причине родственники были против женитьбы, RESF не сообщает. Однако мнение отца и матери при выборе супругов в Грузии часто становится решающим, особенно в горных районах страны, где люди до сих пор руководствуются дедовскими принципами.

К примеру, невеста там обязательно должна быть невинной. И если в первую брачную ночь выясняется, что муж у нее не первый мужчина (а это в провинции тут же становится известно всей родне), то пара распадается уже на следующий день. Доходит до того, что опозоренный отец невесты пытается покончить с собой.

Впрочем, в городах такие вещи уже считают дикостью. Зато в ходу предубеждения другого типа. К русским невесткам отношение очень настороженное, потому что за ними закреплена репутация распутниц. Хотя, скорее всего, этот стереотип породили грузинки-завистницы. Вообще-то, браки с представителями других наций в Грузии - дело привычное, лишь бы избранник был той же, христианской, веры.

Исчезает в Грузии и обычай похищения невест. Сторонников такого романтического обряда стало гораздо меньше после прихода к власти Михаила Саакашвили. Он ужесточил в уголовном кодексе меру наказания за это преступление, и то, что раньше сошло бы за хулиганство, сейчас может закончиться многолетним тюремным сроком.

Но случай с Одикадзе подтверждает, что менталитет меняется гораздо медленнее законов. Организацию «Институт свободы», который внедряет западные ценности в грузинском обществе, почти никто в стране не уважает, заявила GeorgiaTimes ученый секретарь отдела Общественных наук грузинской академии наук, историк Медея Абашидзе.

Вместе с тем, она же постаралась доказать, что Грузия - исторически толерантная страна, в которой чувства молодых почти всегда стояли выше расчетов. Случалось, что и князья женились на крестьянках и православные - на половцах.

- Сейчас в век глобализации сватовство более просто происходит. А раньше приходили родители, узнавали друг о друге. Но такого не было, чтобы что-то запрещалось. Грузины - люди эксцентричные, и для них чувства всегда имели и, думаю, будут иметь первостепенное значение. Если вы откроете историю Грузии, то сможете прочитать, как царь женился на крестьянке.

- Позвольте не согласиться, в «Похищении Луны» Гамсахурдиа сын бывшей прислуги Арзакан переживает по поводу того, пара ли ему Тамар Шервашидзе из княжеского рода...

- Да, когда политика того требовала, принимались другие решения, вопреки любви. В древней истории Грузии была попытка породниться с русскими князьями, когда у царицы Тамар был в мужьях Юрий Боголюбский. Но у него был тяжелый характер, и его никак не могли отучить от пьянства, поэтому его пришлось отпустить. Для этого нужно было собрать весь двор, который потом принимал решение. То есть, у нас бывали свадьбы с политическими целями. Как в той песне: все могут короли, но жениться по любви не может ни один король. То же самое случилось с грузинским царем Луарсабом, который женился на сестре очень известного полководца Георгия Саакадзе. Этого не одобрили, и ему пришлось с ней расстаться, хотя потом и он ни на ком не женился, и она не вышла замуж, потому что любили друг друга.

Если же говорить не только о царях, наверное, можно тоже привести отдельные случаи и сказать: вот, не разрешали жениться. Но Грузия всегда была толерантной страной, и здесь даже вероисповедание часто не играло роли. В 12 веке, когда царь Давид-Строитель сюда переселил кипчагов - половцев, уже тогда появились смешанные браки. И сам Давид женился на дочери половецкого царя. Сегодня в нашей христианской стране нет никаких препятствий для брака. Бывают разногласия, их высказывают, но запретов, как у других народов, нет. Во всяком случае, в моем окружении и у моих знакомых.

- Но эта история с Одикадзе все-таки произошла...

- Эта фамилия распространена в Имерети, в Западной Грузии. Если они оттуда, то там такого обычно не бывает. Чем-то особенным это было вызвано.

- А кровная месть между родами может расстроить брак?

- Там такого нет. А вот в другой части Грузии - Самегрело - у них, действительно, есть так называемый «выкуп крови». Но это было давно, сейчас этого почти нет. Хотя все может быть.

- После того, как молодые люди женятся, какую роль в их жизни играют родственники?

- Могу абсолютно точно сказать, что пока живы родители, их опеку всегда чувствуют, потому что для стариков они - дети. Институт семьи всегда играл важную роль в Грузии, и если мы это потеряем, мы будет никем. Но родители ничего плохого своим детям не посоветуют и не сделают. Могут быть амбиции, когда для сына или дочери хотели лучшего, но такое бывает не только в Грузии.