Мужчина и женщина

Цхинвал и Тирасполь заложат камень

"Проект уже готов, средства выделены, определена территория будущего здания. К 20-летию Дня Республики сюда также приедет президент ПМР Игорь Смирнов, и в фундамент здания будет заложен камень", - отметил Александр Пухаев.

Несмотря на то, что признание Абхазии и Южной Осетии в ходе грузино-южноосетинского конфликта 2008 года вызвало широкий резонанс и волну протеста в мировом сообществе, сливки с беспрецедентного российского шага снимают, похоже, все, кому не лень. Еще до того, как Грузия открыла огонь в сторону Цхинвала, в Приднестровье официально начали свою работу посольства Абхазии и Южной Осетии. И вот теперь частично признанная республика возвращает свой долг - в рамках сообщества "За демократию и права народов". Ведь разговоры об открытии приднестровского посольства в Южной Осетии ходили еще с 2009 года, когда ПМР выделили здание для создания собственного представительства.

Конечно, такой ажиотаж вокруг государств, которые не имеют статуса признания, начался недавно, но сама проблема со статусом суверенитета далеко не нова. В мире около 20 стран, которые фактически контролируют собственную территорию, а некоторые из них даже признаются некоторыми членами ООН. Тем не менее, есть среди них и те, которые сами входят в Организацию объединенных наций и имеют большой политический вес, но испытывают затруднения с другими участниками. Таким образом, проблема, которую рисуют непризнанным кавказским республикам, не представляется для них такой уж неразрешимой. Ясное дело, хоть у ЕС от страха глаза велики, они сами тактично прячут баскскую проблему за прилизанный фасад.

Какие же перспективы могут открыться Приднестровью и Южной Осетии ввиду подписания протокола, который предполагает межгосударственное сотрудничество в области безопасности обеих республик, и открытия своих представительств?

- Конечно, сотрудничество между ними будет расширяться. Они - друзья в одной беде, у них одни и те же проблемы, поэтому ничего удивительного в открытии представительства Приднестровья в Южной Осетии нет. Ведь она признает Приднестровье, в отличие от России, например. В перспективе они, безусловно, будут стараться действовать единым фронтом, но надо понимать, что это стремление имеет вполне определенные ограничения. Все-таки в чем-то они похожи, а в чем-то у них различное геополитическое положение и отношения со странами, от которых они отделились - от открытого конфликта до достаточно спокойных отношений, в случае с Приднестровьем и Молдовой, - считает Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ.

По мнению специалиста, определенным окном для этих непризнанных государств является, в первую очередь, Россия. Поэтому логично, если и в дальнейшем все их усилия будут максимально направлены на то, чтобы оказать влияние на Российскую Федерацию.

Несмотря на то, что российская сторона столкнулась с серьезными проблемами после признания Южной Осетии и Абхазии, то как бы ни выскакивала Грузия из своих штанов в Евросоюзе, чтобы заставить Россию нести наказание за своеволие и якобы нарушенное международное право, последняя была вынуждена сделать этот шаг. В остальном же, у Кремля достаточно неоднозначное отношение по поводу перспектив урегулирования конфликта в разных регионах. Кстати говоря, грузинские дипломаты должны быть в курсе, что Москва является сопредседателем Минской группы ОБСЕ и хотела бы урегулировать ситуацию, например, с Нагорным Карабахом, не поднимая при этом вопрос о признании его независимой республикой.

- Это касается и Приднестровья - "Меморандум Козака" (проект урегулирования приднестровского конфликта, разработанный российской стороной в 2003 году - прим. автора), который был, кстати, отвергнут молдавскими властями, предполагал восстановление на конфедеративной основе единого государства. Все шансы у Приднестровья есть, но это зависит не только от России, а от общей геополитической ситуации и отношения других политических игроков - Румынии и Молдовы. Если Молдова дальше пойдет по пути господина Гимпу - поглощения Румынией, то у Приднестровской республики открываются блестящие перспективы стать суверенным государством. Если же возобладают разумные решения за суверенитет Молдовы, то переговоры о создании конфедерации могут продолжиться. Что же касается сегодняшних отношений между Южной Осетией и ПМР, то они взаимовыгодны, потому что Приднестровье является достаточно значимым экономическим субъектом. Но если говорить об определенном пространстве для принятия решений помимо общей геополитической ситуации, интересов России, Евросоюза и Соединенных Штатов, то этим данные непризнанные государства не обладают, - поясняет наш собеседник.

Таким образом, у Приднестровья, еще вчера оглядывавшегося только на Россию и Молдову, появился свой собственный механизм воздействия. Сила его невелика, но зато Южная Осетия, купающаяся в лучах своей государственности, может похвастаться, что и из нее получается неплохой полупроводник из непризнанных республик в страны независимости.