Мужчина и женщина

Кто вяжет руки наблюдателям ЕС?

«Начатый в Женеве разговор продолжится 2 декабря в Эргнети. Целью является выработка плана взаимодействия для размещенного в буферных зонах контингента и наблюдателей», - заявил накануне заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин в интервью «Известиям».

Тема, что называется, дозрела. Кажется, работа наблюдателей не устраивает никого. Ни Россию, ни Грузию, ни Южную Осетию с Абхазией. По договору Медведева-Саркози, представители Евросоюза еще в начале октября пришли на смену российским войскам в бывшей буферной зоне. Напомним, она образовалась в августе вокруг Абхазии и Южной Осетии, вклиниваясь в грузинскую территорию на 10-20 км.

ЕС под свою ответственность пообещал поддерживать там тишину и порядок. Этим пока не пахнет. Самих представителей Европы, впрочем, тоже не видно. Попытки журналистов отыскать в бывшей буферной зоне миссию ЕС обычно заканчивались неудачей. И состоявшаяся встреча была попыткой убедить Евросоюз выполнить свое обещание.

«Это в интересах всех сторон, - пояснял Григорий Карасин. - Очевидно, что для результативной работы европейских наблюдателей необходимо эффективное сотрудничество, взаимодействие и обмен информацией как с российскими военными в регионе, так и с местными правоохранительными органами».

Недостаток взаимодействия приобрел особенно острый характер после недавнего возобновления обстрелов на границе Грузии и Южной Осетии. По словам Карасина, на приграничных территориях отмечается новая концентрация грузинских воинских частей.

«В эти районы прибывают грузинские военнослужащие с тяжелым вооружением. Их цели вызывают массу сомнений и подозрений. На грузино-югоосетинской границе созданы четыре полевых лагеря, в которых размещены более 500 полицейских, оборудованы 24 наблюдательных поста, что многократно превышает имевшиеся договоренности. Строятся новые фортификационные сооружения. Вблизи Ленингорского района Южной Осетии возводится новая грузинская военная база».

Правда, тут претензии России уперлись все в тот же план Медведева-Саркози. В нем декларируется, что в бывшей буферной зоне могут присутствовать полицейские части Грузии. Но нигде не оговаривается их численность.

Представители ЕС не отрицали, что четко наладить работу пока не удалось. Объяснение для того они нашли достаточно странное.

«Миссию ЕС невозможно выполнять, - посетовал Ханс Йорг Хабер во время переговоров в Эргнети. - Российские военнослужащие препятствуют нам в посещении территорий Абхазии и Южной Осетии».

Сразу хочется напомнить, что по тому же плану Медведева-Саркози наблюдатели должны контролировать бывшую буферную зону Грузии. Москва с самого начала предполагала, что на территории Абхазии и Южной Осетии она сможет обойтись и без помощи ЕС. Там порядок обеспечивает 58-я армия. И надо отметить, что в отличие от европейцев, она с этим справляется.

Результатом встречи стал проект Меморандума «О взаимодействии российских воинских контингентов, дислоцированных в Южной Осетии и Абхазии, и миротворческой миссии ЕС в Грузии».

Уместно отметить, что официальный Тбилиси с самого начала отнесся к переговорам крайне отрицательно. Может, потому, что грузинских представителей туда не пригласили. Сайт "Грузия - онлайн" с утра 3 декабря порадовал читателей заголовком: «Россия пытается вести Женевские переговоры по своему усмотрению». Хотя обида в стиле «Без меня меня женили» явно не к месту. Да, встреча проходила на территории Грузии, но - в зоне ответственности наблюдателей ЕС...

Кстати говоря, Грузия опровергла слова Карасина. В соответствующем официальном заявлении указано: «На приграничных территориях присутствуют подразделения, оснащенные только необходимым вооружением».

Когда одна сторона что-то утверждает, а другая выступает с опровержением, установить истину способен лишь третейский судья. Именно такая роль, по взаимной договоренности, изначально и предназначалась миссии наблюдателей. Но она, если судить по фактам, со своей ролью не справляется. И не очень понятно, каким образом идея, сформулированная в названии проекта меморандума, откроет наблюдателям глаза и развяжет руки.