Мужчина и женщина

"Газпром" может лишить Тбилиси эйфории

British Petroleum продолжает "худеть", распродавая собственность, чтобы устранить последствия утечки нефти в Мексиканском заливе. На очереди - нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, оператором которого является британский концерн. "Газпром" уже давно заинтересован в покупке активов в Азербайджане, поэтому даже правительство Российской Федерации пообещало, что будет всеми возможными способами содействовать заключению возможных сделок. Вы слышите этот крик? Он доносится из Тбилиси, где недавно чуть не простились с магистральным газопроводом, а теперь могут лишиться и выгодных контрактов по прокачке каспийской нефти.

Дела у BP идут все хуже и хуже. Экологическая катастрофа, спровоцированная нефтяным пятном от затонувшей платформы Deepwater Horizon, снизила капитализацию британской компании на 32 миллиарда долларов. Исходя из этого факта, концерн вынужден распродавать имущество, чтобы покрыть финансовые издержки по латанию дна Мексиканского залива и оплатить счета, которые предъявляются государственными органами США.

По состоянию на август текущего года British Petroleum выручила около 9 миллиардов долларов, что, вероятно, не так уж и много, но в сложившейся финансовой ситуации концерну все равно торговаться не с руки. Тем более, что международное рейтинговое агентство Moody's понизило прогноз по рейтингам британского энергетического гиганта со "стабильного" до "негативного". Поэтому его "дочки" покорно ждут, пока их передадут в другие, более надежные руки.

И тут уже другие компании действуют по правилу: увидел - купи. Алексей Миллер, глава российского "Газпрома", будучи в Баку, заявил, что компания с удовольствием приобретет что-нибудь, если это будет выставлено на продажу. Безусловно, господин Миллер под "чем-то" имел в виду нефтепровод, который тянется из Азербайджана в турецкий порт Джейхан, транзитом проходя через территорию Грузии. Ежегодный объем нефтепродуктов составляет примерно 35 миллионов тонн - это 1% от всей мировой добычи. Можно представить, какие барыши в грузинскую налоговую казну попадают с долгосрочных контрактов с Азербайджаном, с которым мечтательное грузинское правительство уже мысленно слилось в единый организм.

Другой вопрос, что перед этим необходимо договориться с владельцами этого актива - Турцией, Азербайджаном и Грузией, потому что сама нефтяная компания British Petroleum может продать свое право управления нефтепроводом исключительно с их согласия.

Арчил Гегешидзе, политолог, член Грузинского фонда стратегических и международных исследований считает, что возможная сделка зависит еще и от того, насколько сами стороны считают ее целесообразной:

- Азербайджан может продать, если будут достигнуты определенные договоренности, свои активы Российской Федерации. Теоретически может сделать это и Грузия, и Турция. Вопрос только в практической целесообразности и реалистичности всего этого - до какой степени эта продажа необходима. Не так все просто, это очень сложный договор, в котором будут задействованы очень сложные структуры. Здесь очень много нюансов. Но я не думаю, что Грузия могла бы пойти на это, а вот Азербайджан - вполне вероятно.

Вне всякого сомнения, продажа нефтепровода российскому газовому концерну, который весьма далек от нефти, очень не выгодна грузинской стороне. Ведь "Газпром" также заинтересован в покупке транскаспийского газопровода, по которому газ, проходя опять же через территорию Грузии, попадает в турецкий порт Эрзерум. И если это произойдет, то, вероятнее всего, те контракты, по которым Грузия получает свою прибыль от транзита, могут быть и пересмотрены. Тем не менее, это не повод для грузинского правительства немедленно впадать в панику, ибо транзитные функции у нее точно отбирать никто не собирается.

Кроме того, некоторые эксперты скептически относятся к заявлению российской стороны, так как не видят у "Газпрома" экономической заинтересованности в нефтяных проектах. Конечно, подобные трубопроводы - это область интересов "Транснефти", но у нее несколько туговато с деньгами - достаточно вспомнить строительство заполярных портов. Поэтому, учитывая геополитические интересы, российская газовая корпорация вполне могла бы взять на себя это бремя по покупке непрофильных активов.

Максим Шеин, аналитик нефтегазовой отрасли ФГ "Брокеркредитсервис" уверен, что в данном случае разговоры о возможной сделке строятся не по принципу производственной совместимости, а по принципу, у кого есть для этого средства:

- Понятно, что концерн к сделке готов - это все естественно: надо получить долю и в таком проекте, к которому "Газпром" не имеет отраслевого отношения, действуя в интересах страны. Но я не думаю, что в азербайджанских кулуарах рассматривают Россию, как главного возможного покупателя. С другой стороны, покупка транскаспийского газопровода - это ближе газовой корпорации, однако и там все не так просто. Вопрос в том, как и чем его заполнять. Но если вопрос покупки заключается в деньгах, тут уже, конечно, "Газпром" - главный кандидат.

Итак, после заявления господина Миллера прошло всего три дня, а роптание уже набирает обороты: поговаривают, что покупка магистралей российской газовой корпорацией может поставить под вопрос поставку нефти и газа из Азербайджана в Европу. На самом деле, "Газпром" преследует всего одну цель, и с экономической точки зрения она вполне закономерна - заставить европейских потребителей отказаться от бесплодной задумки по строительству газопроводной системы Nabucco. Поэтому иногда можно пригрозить и покупкой непрофильных активов, чтобы никто не расслаблялся.

Ну, а Грузия может спать спокойно, потому что транзитная труба является такой мелкой монеткой в кошельках крупных бизнес-структур, которую даже разменивать не станут.