Мужчина и женщина

Мировая литература наступает на Саакашвили

Воздействие словом не всегда так сильно, как полицейская дубинка или материальное наказание. Поэтому в борьбе «поэты против правительства» в Грузии пока выигрывает последнее.

Известный свободомыслием и пацифизмом Ираклий Какабадзе со товарищи поплатился за акцию на улице Буша. Он хотел лишь подчеркнуть, что нельзя преклоняться перед носителем воинственной идеологии, каким был предыдущий лидер США. Лучше читать лирические стихи. Но поэта так похлопали по плечу доблестные грузинские патрули, что остались кровоподтеки. К тому же каждого оштрафовали, а один из участников еще и был уволен. Заступничество пяти местных правозащитных организаций за американского гражданина Какабадзе эффекта не возымело.

«Свобода слова» в Грузии потрясла международный Пен-клуб, в который входит Ираклий Какабадзе. И организация писателей, очеркистов и романистов наваяла Михаилу Саакашвили два порицающих письма. «Решительный протест» выражается не только от имени ПЕН-клуба, но и от Союза журналистов.

Авторы послания не понимают, почему Ираклия Какабадзе, Шоту Гагарина и Алекси Чигвинадзе осудили по статье 173 Административного кодекса «за злостное неповиновение полиции». Ведь существует видеозапись, на которой видно, как проходит акция и как послушно ее участники садятся в полицейский автомобиль. Однако суд Грузии почему-то не принял эту запись в качестве доказательства.

Писатели возмущаются и штрафом в 400 лари (около 250 долларов). В цивилизованном мире за подобные проделки с вывеской на улице больше 30 долларов бы не присудили и уж тем более не сажали в тюрьму, отмечается в письме.

«Это известные поэты с активной гражданской позицией, которые часто используют ненасильственные акции гражданского неповиновения в знак протеста. Таких мирных демонстрантов нередко задерживают, а суд над ними не является справедливым, и эти инциденты вызывают большой резонанс не только в Грузии, но и среди писателей в международном сообществе», - говорится в письме.

Писатели также обеспокоены отношением к подобным акциям в обществе, так как в результате скандала один из поэтов потерял работу.

«Международный ПЕН-клуб призывает правительство обеспечить справедливое судебное разбирательство трех поэтов и предоставить им возможность свободно выражать свои идеи», - уверяют подписанты, среди которых эссеист Джон Ролстон Саул, Тони Моррисон, Марио Варгас Лиос, Тони Морисон, Рассел Бенкс и другие известные современные писатели, в том числе лауреаты Нобелевской и Пулитцеровской премий.

Многие из членов ПЕН-клуба, как и Какабадзе, активно выступают против милитаризации, войн, социального неравенства и полицейских режимов. Тони Морисон тиражировалась даже в Советском Союзе за сочувствие к черным американцам и критику капиталистических порядков. Рассел Бэнкс был в числе немногих смельчаков еще в 2002 году осудивших войну, затеянную Бушем в Ираке. Он же в нынешнем году в составе делегации Международного писательского парламента съездил на палестинские территории Израиля и увидел, какими дикими методами это высокоразвитое государство решает проблемы с соседями.

Марио Варгас Лиос, автор известного в России романа «Город и псы», так рассуждает о недостатках своего Перу, что кажется, будто пишет о Грузии: «Государственные институты просто не могут нормально функционировать, ведь им не хватает одной элементарной вещи, которая лежит в основе любого демократического общества. Это доверие к государственным институтам со стороны граждан страны, которые убеждены, что эти институты существуют для того, чтобы гарантировать безопасность, правосудие и цивилизованное развитие». Это полная калька с истории осуждения Какабадзе - нет доверия к суду, полиции, властям в целом, пристрастно относящимся к самовыражению граждан. Как отмечают грузинские правозащитники, если бы поэты провели акцию протеста против улицы Пушкина или Грибоедова, полиция их трогать не стала бы.

И вот еще один момент из размышлений Лиоса, почему реформы в Перу нельзя назвать демократическими. Это тоже - словно о Грузии. «В Перу было приватизировано больше государственных предприятий, чем в любой другой латиноамериканской стране. А что получилось в результате приватизации? Государственные монополии превратились в монополии частные. ... В Перу преобразования служили интересам определенной группы людей и позволили обогатиться кучке промышленников, владельцев компаний и тем, кто находится у власти».

То же самое Какабадзе замечает и в Грузии. «В течение шести лет тоталитарный режим привел нас к тому положению, в котором мы сегодня и пребываем. Число нуждающихся еще более возросло, также, как и вырос разрыв между богатыми и бедными. Есть кучка богатеев в лице Бендукидзе, Гургенидзе и приближенных к правительству. Все остальные - бедняки да нищие. Это - результат той самой милитаристской политики, которую и необходимо сменить», - пояснил он свою позицию в интервью изданию «Грузия и мир».

Он рассказал, что собирается в ближайшее время провести еще несколько акций против милитаризма. «Мы потребуем, чтоб в Конституцию были внесены изменения по поводу военной службы и обязательного резерва. У людей должна быть возможность идти в армию по собственному желанию. Кампанию против милитаризации Грузии мы начнем в ближайшем будущем, и в нее будут включены не только неправительственные организации, но и известные люди - писатели, поэты, общественные деятели», - пообещал он.

Какабадзе сравнивает политику Саакашвили с сюжетом художественного фильма «Рекорд»: «ты меня заругай, а я в тебя запущу камень». По его мнению, «Путин - тот, кто бросит камень, а Саакашвили - тот, кто «заругает». «Если мы хотим избежать оккупации, государство должно отказаться от милитаризма», - уверен поэт.

Михаил Саакашвили с ним категорически не согласен. Он делает все, чтобы Грузии была вооружена до зубов и боеспособна до последнего малыша. Он возродил в школах воинскую подготовку, увеличил набор в резерв и сроки резервной службы, он регулярно призывает встать под ружье даже женщин. И горький опыт потери территорий в результате агрессии в Южной Осетии Саакашвили ничему не научил. Неужели же он послушает Какабадзе, Лиоса или Бэнкса? Даже если и читал.