Мужчина и женщина

Канада отправляет министров-невест и забирает неугодных дам

В Канаду, откуда по заказу президента прибыла в Грузию сексуальная министр Вероника Кобалия, на днях бежала гораздо более весомая в прямом и переносном смысле особа - председатель Свободного профсоюза педагогов и ученых Манана Гурчумелидзе.

Она сообщила «Кавказ-пресс», что будет просить у канадцев политического убежища, потому что подвергалась гонениям. «Я уехала из Грузии с целью обезопасить себя и свою семью. Государственные структуры преследовали нас из-за моих материалов», - заявила она.

В самом профсоюзе говорят, что ничего не знают об угрозах, которые поступали в адрес лидера организации. Исполняющий обязанности председателя Александр Беридзе заверил GeorgiaTimes, что вся эта история с преследованиями - ложь. Гурчумелидзе еще 8 августа написала заявление об освобождении с занимаемой должности с 10 сентября по состоянию здоровья. После этого она отправилась на конференцию в Канаду. Больше Манана с Беридзе не связывалась.

Между тем, еще в июле Гурчумелидзе публично жаловалась на давление со стороны Министерства образования. По ее словам, правительство «объявило открытую войну профсоюзу и запретило директорам школ перечислять членские взносы на счет организации».

Школы, которые, несмотря на устный приказ Минобразования, уплатили взносы за педагогов, были подвергнуты ревизии. Остальные и средства не перечислили, и заявления о выходе из профсоюза не подали. Кроме того, власти создали «альтернативные профсоюзы, которыми руководит Тато Шавшишвили, а она прямо ассоциируется с министерством образования», сообщала пресс-секретарь Нато Губеладзе.

Сегодня вице-президент Свободного профсоюза Майя Липартелиани подтвердила GeorgiaTimes, что взносы из большинства школ Грузии до сих пор не пришли на счета организации. Это означает, что деятельность защитников прав учителей парализована.

Как ни удивительно, в оппозиции поддерживают правительственную политику в отношении организации Гурчумелидзе. Член «Движения за справедливую Грузию» Петрэ Мамрадзе пояснил GeorgiaTimes, что Свободный профсоюз использовал советскую практику сбора средств на свое существование. Членские взносы вычитались из зарплат по велению директоров, вне зависимости от желания самих учителей. «Наше законодательство не предусматривает того, чтобы школы автоматически отчисляли что-то. К тому же есть не только этот профсоюз, но и другие. Учителя могут выбирать. Сознание homo soveticus играло свою роль: должен быть один профсоюз, куда волей-неволей деньги отчисляют», - отметил Мамрадзе.

О самой Манане Гурчумелидзе можно сказать только одно: «довыступалась». Достаточно вспомнить, как она усадила в клетку малышей 1 июня - в День защиты детей, чтобы понять - этому человеку в нынешней Грузии не место.

В то время как во всех странах мира ребятишки ели мороженое и бесплатно катались на аттракционах, в Тбилиси самое молодое поколение грузин под руководством педагогического профсоюза доказывало властям - сокращать дошкольные общеобразовательные учреждения нельзя.

«В последнее время в Грузии закрылось много детских садов, а в тех, что остались - перебор. В некоторых группах по 45 человек, при норме - 15-20. В таких условиях невозможно работать, заниматься. Садики стали похожи на тюремные клетки», - объясняла журналистам Манана Гурчумалидзе. По ее словам, сейчас в садах сокращены ставки педагогов, и учреждения изменили статус с «дошкольных» на «воспитательные». А это значит, что оттуда исключили стандартные подготовительные программы.

Власти дали «клевете» отпор, выпустив телесюжеты о прекрасных государственных детских садах, бесплатных для родителей и финансируемых из бюджета в зависимости от количества воспитанников - по 800 лари на душу. Там есть и свободные места, и педагоги. По заверениям Дмитрия Шашкина, используются для дошколят и образовательные программы, немногим уступающие частным садикам.

В середине лета Гурчумалидзе выступила перед СМИ с другой проблемой - по поводу сокращения учителей, нагрузка которых не дотягивает до нормы в 18 часов. По этому приказу Министерства образования работы должны лишиться 10-15 тысяч человек. Сокращение начались в июле. Педагоги стали обращаться в профсоюз за поддержкой.

Учительница тбилисской школы №175 Марина Утиашвили рассказала, что вместе с нею из этого учреждения были уволены еще 9 филологов.

До 2005 года в Грузии обязывали директоров загружать учителей по полной программе. А потом правительством Михаила Саакашвили был издан приказ, позволявший набирать кадры на ставку меньше 18 часов в неделю. Школы пять лет смотрели на учительскую нагрузку сквозь пальцы. И вдруг министр образования счел тысячи учителей лишней обузой для бюджета.

Манане Гурчумалидзе как-то попало в руки штатное расписание одной из школ, и она была поражена: «У них был офис-менеджер, помощник офис-менеджера, два заместителя директора и их помощники». Это все - очень нужные там люди, ничего не скажешь.

Особое раздражение в грузинском обществе вызывают так называемые «мандатуры» - сотрудники полиции, которые следят за поведением учеников. Они разнимают дерущихся, штрафуют курильщиков и ругают опоздавших. Зарплата школьных полицаев составляет 700-800 лари, что в четыре раза выше, чем у самого «загруженного» и заслуженного учителя, который может рассчитывать максимум на 200 лари в месяц.

«По мнению Шашкина, школе не нужен ни логопед, ни библиотекарь, ни психолог. А психолог должен быть непременно, да не один, а несколько. Сегодняшние школьные проблемы должны быть разрешены, как раз, с помощью психологов, а не запуском туда мандатур, страхом и принуждением. Школа должна быть похожа на школу, а не на место несения наказания»,- возмущалась Гурчумалидзе в интервью изданию «Грузия и мир».

Глава профсоюза обещала, что учебный год начнется с многотысячных акций протеста против массовых сокращений. Членами организации являются около 100 тысяч человек, а это серьезная сила, способная пошатнуть позиции «великого реформатора».

Теперь никаких мероприятий не планируется. Как сказал нам Беридзе, 30 сентября соберется совет профсоюза и будет решать, что делать дальше.

В общем, Министерство образования можно поздравить с двойной победой. Одним ударом оно привело практику сбора взносов в соответствие с законом и вывело из строя профсоюз, который осенью мог спровоцировать новую кампанию неповиновения народа правительству. Удачный для режима Саакашвили обмен с Канадой получился, не правда ли?