Мужчина и женщина

Грузинские налоговики – кровопийцы?

Глава Службы доходов Грузии Георгий Цхакая виноватыми себя и свое ведомство не считает, о чем незамедлительно и было заявлено. "Налоговый инспектор - это не тот человек, которого любят", - отметил он и подчеркнул, что компании-ябеды предоставили послам совсем неверную информацию. А как же иначе? Правительство Грузии так активно продвигает в жизнь новый налоговый кодекс, что возгласы многих, ранее недовольных, так и остались за кадром общественного резонанса. И если "задушить" собственных предпринимателей можно без лишнего шума, то от иностранцев так просто не отделаешься. Вот и приходится вновь сваливать с больной головы на здоровую. Только зачем иностранным дипломатам, которые, по мнению грузинских властей, обожают Сакартвело, беспочвенно клеветать? Как известно, дыма без огня не бывает.

Каждый день Михаил Саакашвили и его сторонники говорят о том, какой прекрасный бизнес-климат установлен в их стране, и утверждают, что вскоре Грузия превратится в свободную налоговую зону для некоторых сфер бизнеса. Однако еще в апреле кандидат в мэры Тбилиси от партии "Народные демократы" Ника Иванишвили утверждал, что между бизнесом и налоговыми органами существуют нездоровые отношения. И упоминал именно неожиданные налоговые проверки, которые приняли массовый характер. "Вызывают тревогу последние выступления главы налоговой службы Георгия Цхакая, который заявляет, что 98 процентов компаний скрывают налоги. Это дискриминация бизнес-сектора и объявление предпринимателей криминалами", - рассказывал Иванишвили в интервью интернет-порталу "Бизнес Грузия". Ну, возможно, он тоже предоставил неверную информацию. Как и сеть магазинов бытовой техники "Элит электроникс", и ювелирные магазины "Клондайк" и "Кристал" - в свое время тоже подвергшиеся "ночным визитам" Службы доходов Грузии.

Что-то получается многовато тех, кто недоволен грузинским налогообложением. Причем, если бы иностранный бизнес получал определенные послабления, можно было бы усмотреть "темную" подоплеку в словах французского и азербайджанского дипломатов. Но, как утверждает лидер фракции "Промышленники" Зураб Ткемаладзе, новый налоговый кодекс един для всех. И не предполагает льгот даже для "микробизнеса", хотя грузинское правительство ранее уверяло в обратном.

"Новый налоговый кодекс не упрощает отношение к бизнесу, тем более к малому и среднему. То, что количество налогов уменьшилось, не означает, что уменьшились тарифы - наоборот. Я могу сказать, что база, которая облагается налогом, теперь повышена. На некоторые виды продукции прибавились налоги, как в процентном отношении, так и в добавленной стоимости. Например, на электронную продукцию не было акцизов, но теперь правительству дана отмашка, что они могут утвердить акцизный налог. На ряд продукции увеличились и существующие акцизы. Кроме того, идет строгое отношение налоговой администрации - по новому закону им даны очень большие полномочия, что, конечно, не способствует улучшению инвестиционного климата. В более хороших, но, тем не менее, сомнительных условиях находится крупный бизнес. И этот налоговый кодекс един, как для местных, так и иностранных предпринимателей ", - объясняет Ткемаладзе.

Причем, министр финансов Грузии Каха Баиндурашвили в свое время обусловил жесткость налогового кодекса тем, что правительство желает исключить возможность коррупционных сделок и сокрытия налогов. А затем сам же и признал, что бизнес в стране легализован и теневых схем практически нет. Если бизнес настолько процветает, а налоговые органы и бизнесмены любят друг друга, то на кого жаловались азербайджанские и французские предприниматели? Почему к этому "неизвестному" налоговому инспектору они не испытали столь нежных чувств, вопреки уверениям главы Министерства финансов, что проверок и "удушений" не существует?

Скорее всего, ларчик открывается просто. Грузинские власти, желая урвать как можно больший куш с деятельности бизнесменов, "побивают" не только своих, но и чужим теперь время от времени выдают "поучительные" пинки. Только вот если местные предприниматели боятся "восстать" против беззакония своего правительства, то иностранные молчать не хотят. У них, знаете ли, демократия.