Мужчина и женщина

Грузия хочет прибрать плоды с чужого сада

Министр Григол Вашадзе отказался от российского гражданства, но не от привычки регулярно общаться с русскими дипломатами. Между странами нет официальных отношений, зато процветает общение в эпистолярном жанре. Сейчас эта обширная переписка пополнилась новым заявлением МИДа Грузии по поводу намерений государственных деятелей России закрепить за собой право на три лакомых объекта в Абхазии.

На российских картах причерноморская республика давно уже отгорожена от Грузии густой черной линией. А вот в Тбилиси эту территорию со всем содержимым считают своей колонией.

"Кто ест из моей миски? Кто сидит на моем стуле? Кто спит на моей кровати?" - в этом духе выдержано уже не одно заявление грузинского внешнеполитического ведомства.

Сейчас миской, стулом и кроватью стали комплексы недвижимости "Гагра", "Мюссера" (на фото) и "Пицунда". Российское правительство хотело бы использовать их для "проведения государственных мероприятий с участием лиц, подлежащих государственной охране", а также для оздоровительного отдыха. В общем, это будет по совместительству посольство и курорт для дипломатов.

Заключить соответствующее соглашение с Сухумом премьер Владимир Путин поручил Федеральной службе охраны (ФСО) и МИДу. Россия хотела бы арендовать эти три комплекса движимого и недвижимого имущества в Гаграх, Гудауте и Пицунде на 49 лет с оплатой в размере одного рубля в год за каждый участок. Москва хотела бы также получить право на капитальное строительство в пределах арендуемых объектов.

Пока никаких переговоров на эту тему российское и абхазское правительство не вели, сообщил GeorgiaTimes замглавы Госкомитета по имуществу и приватизации Абхазии Михаил Ладария. Сами особняки являются бывшими дачами советских руководителей Никиты Сергеевича Хрущева и Михаила Сергеевича Горбачева. Они находятся в государственной собственности, и приватизировать их власти республики не собираются. А российские чиновники и так отдыхают там, когда приезжают в гости.

Грузии кажется, что она имеет право на эту недвижимость. Хотя дачи эти не строила. В 1991 году две республики де-факто откололись, и с тех пор на уход за особняками не было потрачено ни копейки. Наоборот, Тбилиси разорял Абхазию и Южную Осетию войнами и крушил здания артиллерийскими снарядами. "Всё наше, что хотим, то и творим", - считали грузины. И вдруг оказалось, что на самом деле распоряжаются всем этим другие люди. Конечно, обидно.

"Отмечаем, что любая сделка, которая касается расположенного на суверенной территории Грузии имущества, должна быть согласована с правительством Грузии. В противном случае любая сделка или соглашение, являются незаконными", - мечет громы и молнии грузинский МИД. Он "протестует" и "требует" от российской стороны прекращения "бандитских действий".

Как же так? Москва, словно разбойник-исполин, умыкает из-под носа Грузии три абхазских дачи. "Караул! Держите вора", - кричат из Тбилиси. На дипломатическом языке это звучит так: "Мы обращаем внимание международного сообщества на тот факт, что Россия уже открыто осуществляет хищение расположенного на суверенной территории Грузии имущества, что однозначно указывает на реальные планы России в адрес оккупированных территорий".

В августе терминология была еще красочней - когда шла речь о передаче абхазской железной дороги в управление РЖД. Россию обзывали мародером, при этом втайне мечтая сбыть ей убыточную Грузинскую железную дорогу, но опасаясь оппозиционных обвинений в предательстве национальных интересов.

Ревнивую реакцию грузинского МИДа легко объяснить. Тбилисские чиновники немало поимели бы с аренды или продажи зданий в Абхазии и Южной Осетии, находись эти здания в их распоряжении. Как говорят в грузинской оппозиции, Михаил Саакашвили - самый выгодный для России президент, потому что все продал российским инвесторам. Неспроста в 2003 году рядом с ним в кресле министра экономики сидел российский миллионер Каха Бендукидзе, торгуя всем, кроме совести, которой у него, видимо, просто не было.

"Нет, не все я продал русским, только 15 процентов грузинского бизнеса", - оправдывался грузинский президент несколько дней назад в интервью украинскому изданию "Бульвар Гордона". И представлял такое положение вещей собственным достижением: "Приехали они сюда, потирая руки: ну что хорошего здесь купить? - а когда выяснилось, что приобрести можно все, но на честных тендерах, многие в них не захотели участвовать".

По оценкам грузинских экспертов, доля российского бизнеса в Грузии намного больше 15 процентов. Гия Хухашвили утверждает, что в руках у "врагов" находится контрольный пакет энергетики страны. А бывший госминистр Георгий Хаиндрава говорит, что все стратегические объекты уже под контролем России.

Газеты пишут о существенном присутствии российского капитала в компаниях сотовой связи, производстве сахара, а также цветных металлов, стали и золота. Иногда российские деньги прячутся за подставными офшорными фирмами. Многие уверены, к примеру, что "Мультиплекс энерджи", купившая "Тбилводоканал", корнями уходит в Россию. Только официально в прошлом году в Грузии работало 395 компаний, созданных при долевом участии русского капитала.

Грузинское правительство готово ехать за инвестициями хоть к людоедам. А уж единоверцев с набитыми купюрами карманами "всегда милости просим". Свежий пример: на конкурс по открытию предприятий в создающейся свободной туристической зоне Кобулети принята российская заявка.

Поэтому не поймите превратно. Грузинам не жалко для России государственных дач в Абхазии. Они просто тоже хотят быть в доле.