Мужчина и женщина

Грузинские эксперты разуверились в русском православии

"Враг может быть и единоверным" - гласит название статьи на одном из самых ангажированных грузинских информационных порталов. Как легко пропаганда официального Тбилиси находит врагов на ровном месте! И как легко, единым росчерком пера, во врагов превращаются те, с кем должен быть вечный и надполитический мир. Теперь в "черный список" (предположительный, но все же черный) попала и Русская Православная Церковь - за то, что ее глубоко волнуют христианские потребности абхазцев и южных осетин, и она не готова оставить их в духовном вакууме.

Повод для очередных упреков нескрываемо высосан из пальца. Русская православная церковь не посягает на канонические земли Грузинской церкви и не поддерживает образование раскольнической епархии на отделившихся территориях. Она лишь предлагает, чтобы у абхазцев и осетин служили не грузинские священники, а их родные, и те из русских, кто готов последовать туда, под омофор Грузинской церкви. Но Грузии все не слава Богу!

Патриарх Кирилл высказался очень точно и логично - права Грузинской Церкви на каноническую территорию никто не оспаривает, но и вы войдите в положение - тяжело абзахам и южноосетинцам окормляться у священников из народа, который только недавно палил по ним из гранатометов.

"С одной стороны, Абхазия и Южная Осетия - канонические части грузинской Церкви. Русская Церковь с уважением относится к этой норме канонического права. С другой стороны, факт, что грузинские духовники по известным причинам не могут служить в Абхазии и Южной Осетии, тогда что делать с духовными потребностями живущих в Абхазии и Южной Осетии людей?!" - говорит русский патриарх.

Хотя, наверное, если грузинский священник будет честно исполнять свой долг перед паствой и искренне любить ее - то и его примут и абхазы, и осетины...

Но простое человеческое понимание ситуации грузинам недоступно. Играть они согласны исключительно по своим правилам, а правила эти подразумевают, что партнеры если не сдаются сразу, то откровенно поддаются. Наверное, если сесть с грузинскими властями кинуть кубики в «Монополию» - то и там они согласятся нормально относиться к соигрокам только при условии, что им сразу отдадут все фишки, все деньги и все картонные «улицы» и «компании». Иной, равноправный, подход будет воспринят исключительно как наезд.

Одним из упреков грузинской стороны стало то, что в Абхазию переехал на полуПМЖ "диакон всея Руси", известный и популярный миссионер отец Андрей Кураев. Нет бы порадоваться и понять, что такого человека русская паства практически от души оторвала для своих южных братьев. Но и в этом они видят злобный захватнический умысел.

У Сакартвело к Русской Православной Церкви стали возникать постоянные претензии с тех пор, как русский Патриарх, паче всякого чаяния, позволил себе поздравить Южную Осетию с 20-летием независимости от Грузии. Грузинский патриарх Илия II немедленно возмутился в письменном виде - как же так, мол - начертал он в письме патриарху Кириллу - это совершенно непонятно и весьма прискорбно. Вот интересное кино. Почему-то патриарх Кирилл не прислал своему грузинскому собрату укоризненное письмо, мол, "а вы почему не поздравили?"

Еще можно бы было понять грузинскую сторону, если бы Русская церковь зазывала епархии отделившихся территорий под свое крыло. Но, судя по всему, Грузинская церковь, подпевая тбилисским политикам, не видит ни малейшей разницы между канонической и политической территорией. А Русской Церкви оставляется только одно право - поспособствовать Абхазии и Южной Осетии вновь взвалить на себя бремя грузинского ига.

В нежелании мирить всех по грузинским правилам упрекает Русскую Церковь грузинский богослов и бывший священник (интересно, почему бывший?) Басилий Кобахидзе, который, как говорится на вышеуказанном прогрузинском портале, "воевал против русской армии с оружием в руках" (что бывшего священника и нынешнего богослова, безусловно, очень украшает):

"Почему не признала Русская Церковь, и почему не отняла официально епархии Цхинвали и Абхазии? Потому, что в Москве отлично видят, что возможность использования православного фактора в политике в отношении Грузии пока еще не исчерпана, и знают, что могут очень эффективно использовать существующую сегодня в Грузии этнонационалистскую православную истерию. Разумеется, в Европе мы видим, что католические Церкви Германии, Франции и Польши, конечно же, по истечению определенного времени, исполнили большую роль в примирении этих народов после второй мировой войны. А у нас заявления, что патриархи России и Грузии могут примирить два этих народа, является чисто политической пропагандой для изменения политической ориентации грузинского государства".

Да, политический курс Грузии Русской Церкви, может, и не нравиться - впрочем, кому он нравится, кроме Саакашвили и его присных? - но она не вмешивается в него. По крайней мере, о десантах русских священников-миссионеров на территорию Грузии никто не слышал. А что касается насильного захвата епархий, так Русская Церковь - не наглый рейдер, и на чужую территорию не замахивается. В отличие от тех, кто находит это нужным даже подчеркнуть - видимо, звучит очень уж удивительно: могут, но не отнимают.

Что же касается "православного фактора в политике", то надо отметить, что националистическая истерия в грузинских верхах присутствует, а вот с православным чутьем там как-то совсем швах. Стоит вспомнить хотя бы о том, с каким презрением Грузия отвергла крест, который совсем недавно предлагала ей Россия.

Вкратце напомню: представители «Единой России» захотели установить в Кутаиси рядом с местом взорванного мемориала погибшим в Великую Отечественную войну памятный крест - железный, с иконами Святой равноапостольной княгини Ольги и святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, и с иконами кутаисских и русских новомучеников. Но грузинская сторона обозвала этот русский жест "провокацией", а православный крест с иконами - "железякой".

Прежде, чем хотеть чего-то от Русской Церкви - научитесь не шарахаться от креста.