Мужчина и женщина

Каркусов сбежал в Африку от грузинской демократии

Урузмаг Каркусов отстранен от должности в связи с утратой взаимопонимания. Официальная формулировка - незнание государственного (грузинского) языка. Министр Вероника Кобалия, много лет прожившая в Канаде, не понимала своего заместителя. Она и сама-то, по свидетельству ее подчиненных, плоховато ориентируется в грузинском. Однажды написала такую рабочую записку, которую долго передавали из отдела в отдел, пытаясь постичь ее смысл.

А Каркусов понимает по-грузински, но не говорит на нем. И на английском не говорит. А на осетинском его никто не поймет. Поэтому все это время он изъяснялся на русском - совершенно забытом Кобалией языке.

О «трудностях перевода» GeorgiaTimes рассказал замглавы партии «Демократическое обновление - Наша Грузия воссияет» (коротко «Наши») Тамаз Вашакидзе. Урузмаг Каркусов и его жена - глава отделения Красного Креста в Грузии Нана Кеинишвили (оба на фото)- считаются «общественными лицами» этой организации, не будучи ее членами. «Урузмаг отлично понимает по-грузински, но изъясняется на русском. Вполне возможно, что новому шефу это не понравилось», - сказал Вашакидзе.

Он подчеркнул, что партия «Наши», созданная в прошлом году, «взяла на вооружение» антикризисную программу Каркусова, которую он представил летом 2008 года, еще до войны в Южной Осетии. «Эта программа была презентована в присутствии почти всех представителей дипломатического корпуса и Экономической академии, - рассказал Вашакидзе. - Мы (члены Центра инновационного развития предприятий) тоже присутствовали на той презентации. Нам программа очень понравилась, потому что она соответствовала идеям той инициативной группы, которая потом создала эту партию».

По словам собеседника нашего издания, главной целью этой политической организации является развитие малого бизнеса. Партия «представляет интересы тех людей, которые не смогли найти средства, чтобы начать свое дело». «Соответственно, это почти полтора миллиона людей, которые получают какие-то копейки пособий по безработице, а могли бы открыть свой бизнес. Но у них нет стартового капитала. Мы постараемся его обеспечить», - пояснил Вашакидзе.

Революционность идеи состоит в принципиально новом подходе: речь идет не о льготном кредитовании предпринимателей, которое в Грузии практикуется, но мало помогает. А о субсидировании. «Это такая же программа помощи, какая проводилась в 1948 году в Германии. Населению в послевоенный период дали определенную сумму денег и попросили начать свой бизнес», - напомнил Вашакидзе. Его партия обещает в случае победы на следующих парламентских выборах раздать по тысяче долларов на душу населения.

Могли ли эти идеи послужить дополнительным поводом для отставки Каркусова, который, если верить загадочным слухам, «имел связи с оппозицией»? Тамаз Вашакидзе считает, что увольнять министра за поддержку развития малого бизнеса - это нонсенс, поэтому более вероятная причина отставки - языковая.

Замглавы грузинских «Наших» уверен, что такого опытного специалиста, пережившего уже не одного министра экономики, отстранили с целью перевести на другую должность.

«Например, послом в какую-нибудь страну, потому что у него отличная дикция, прекрасные знания по Кавказу, по менталитету кавказского человека особенно», - заключил Вашакидзе.

Уж не с этой ли целью Урузмаг Каркусов сегодня очутился в Африке, о чем GeorgiaTimes проинформировала его супруга?

Оказалось - вовсе нет. Нана Кеинишвили переслала нам с жаркого континента специальное заявление мужа, в котором нет и намека на желание продолжать сотрудничество с правительством Михаила Саакашвили. Более того, Урузмаг Каркусов резко раскритиковал политический и экономический курс нынешнего грузинского режима, призвав бывших коллег «не превращать себя и страну в военную и полицейскую ХУНТУ».

И главной причиной своей отставки он назвал как раз набирающую популярность партию «Наши» (ЧВЕНЕБИ). В ней на сегодня, по словам Вашакидзе, уже более 150 тысяч человек.

«В демократическом государстве каждый человек, в том числе и заместитель министра, имеет право высказывать свое мнение, не боясь подвергнуться увольнению, аресту или другому давлению. Но оказалось, что в нашем государстве это не так», - заявляет отставной министр. За критику его начали шантажировать и грозить уголовным преследованием.

В чем именно Каркусов кардинально не согласен с новой командой Михаила Саакашвили? «Во-первых, они говорят, что экономика Грузии развивается лучше всех в Закавказье. Но тогда почему не можем обогнать Армению по уровню производства на человека? Армения же почти находится в блокаде. Нельзя даже сравнить наши условия с ними. Значит, в развитии экономики что-то не так. И разве может быть иначе, если в стране нет производства, и все время в руководство экономикой вливают «свежую кровь»?», - вопрошает отставник.

«Можно нового министра экономики назначить вообще из австралийских аборигенов. Толка будет больше. Он хоть не будет делать вид, что знает экономику и грузинский язык», - язвит Каркусов в своем заявлении.

«Во-вторых, в нормальной экономике основной инвестор - это народ и госдуарство, а не внешний инвестор, - уверен экс-замминистра. - Но, когда те, кто начал ассоциировать себя с государством, делают ставку на внешнего инвестора, а не на свой народ, значит, они не хотят, чтобы народ был инвестором, был богатым».

Далее Каркусов заявляет, что только в тоталитарных и коррумпированных странах уровень малого бизнеса не превышает десяти процентов. И именно так обстоят дела в Грузии. «Так кто в таком случае мы? Хуже тоталитарных и коррумпированных стран. В стране не осталось ни одного предпринимателя, которого не оштрафовали или не подвергли давлению», - возмущается он.

Экс-чиновник упоминает и недавний скандал с израильскими бизнесменами, арестованными за взятку заместителю министра финансов, считая эти обвинения лишенными здравого смысла.

«В-четвертых, те, кто стал ассоциировать себя с государством, начали переносить систему борьбы с преступниками, с ворами и коррупционерами на простых людей, на гражданское общество, на политических оппонентов. Вследствие этого все тюрьмы переполнены... В-пятых, только в тоталитарных странах и в странах военной хунты суды в большинстве не выносят оправдательных решений, как в нашей стране. Сразу два месяца тюрьмы и точка. И убийце, и женщине, случайно отступившей от закона», - говорится в заявлении.

В заключение бывший замминистра требует, чтобы правительство дало возможность стране развиваться демократически, «без запугивания, тюрем и войны».

Остается только добавить, что Урузмаг Каркусов уже в четвертый раз стал изгнанником. В 80-е годы он покинул Южную Осетию и занялся бизнесом в Краснодарском крае. В городе Кореновске он возглавил Центр поддержки малого и среднего предпринимательства. А в 2000-х годах начал оттуда критиковать осетинского лидера Эдурада Кокойты за то, что тот превращает республику в общество «племенно-родового строя», в котором «нет места ни закону, ни порядку, ни созидательному труду, а только видимость этого и личное обогащение»

Критика со стороны Урузмага не осталась незамеченной в Южной Осетии. Его брата Джемала - экс-министра внутренних дел республики - сняли с должности главы Совета безопасности. В отношении него и третьего брата Яника было возбуждено уголовное дело.

Одновременно появилась информация, что Каркусов вошел в некий общественный комитет по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Эта организация обещала обнародовать материалы о преступлениях, издевательствах и пытках, «практикуемых кланом Кокойты в так называемом КГБ и Госохране Южной Осетии».

Такая предательская деятельность привела к тому, что в Краснодарском крае Урузмагом заинтересовались правоохранительные органы. Были вскрыты серьезные финансовые нарушения, его объявили в международный розыск, вынудив второй раз поменять место жительства.

Как раз в это время в Тбилиси созрел план создания марионеточного правительства Димы Санакоева. И Урузмаг Каркусов нашел своей предприимчивости новое применение. Но через некоторое время покинул эту призрачную структуру, совершенно не способствовавшую примирению грузин и осетин. Его пригласили на должность заместителя министра экономики, которым он и проработал три года, пока женолюбие Михаила Саакашвили не послало ему в начальницы смазливую, но лингвистически и экономически плохо подкованную Веронику Кобалию.