Мужчина и женщина

Сакартвело зовет Кувейт на помощь

Подсобить в этом благотворном процессе, по мнению грузин, могут Кувейтское инвестиционное агентство (KIA- Kuwait Investment Authority) и Финансовый дом Кувейта (KFH - Kuwait Finance House). Пока господин Хетагури умоляет кувейтцев проникнуться проблемами грузинской экономики, американская компания "Отис капитал" готовит технико-экономическое обоснование проекта. Правда, министр энергетики уклончиво ответил на вопрос, останется ли построенное предприятие во владении государства, или же новенький заводик вновь будет выставлен на торги.

В принципе, Кувейт уже давно знаком с бизнес-климатом Грузии. В 2007 году страны обсуждали очень крупный инвестиционный проект - строительство каскада гидроэлектростанций. Стоимость электрического чуда составляла 720 миллионов долларов. Проект предусматривал строительство Жонети ГЭС, Твиши ГЭС и Намахвани ГЭС на реке Риони.

А в конце 2009 года президент Михаил Саакашвили нанес ближневосточному государству первый визит. Тогда между странами были подписаны соглашения о том, как избежать двойного налогообложения и о поощрении инвестиций. А в июне текущего года государства провели двусторонние политические консультации на уровне министров иностранных дел. Дипломаты много говорили о разных сферах сотрудничества, после чего постановили - необходимо принять хоть какое-то соглашение. И учреждение межправительственного комитета стало итогом той встречи. Чем именно занимается это учреждение, так до конца и не ясно.

К слову говоря, господин Хетагури тогда был в составе грузинской делегации. И, видимо, посчитал: пришел срок, когда необходимо напомнить о достигнутых договоренностях. Но смогут ли кувейтские технологии стать тем самым, спасительным от банкротства, кругом? Если государство откажется содержать проект, когда он будет реализован, то акции предприятия будут выставлены на фондовые биржи Лондона и Цюриха. Чуть меньше 50 процентов готовы отдать грузинские власти в руки частных инвесторов. Видимо, они все еще ошеломлены торгами облигаций "Грузинской железной дороги" и надеются, что такой же впечатляющий результат принесет совместное предприятие с Кувейтом.

Осталось до конца понять совсем не многое: откуда брать деньги на строительство, на каких условиях стороны будут вносить эти средства, и зачем в очередной раз арабскому миру лезть на такой неспокойный Южный Кавказ? Скорее всего, нефтедоллары могут творить чудеса и в политически нестабильных государствах. Процветающие Саудовская Аравия, Катар, Кувейт и ОАЭ, казалось бы, прекрасно существуют рядом с Ираном и Ираком, которые также обладают весьма богатыми ресурсами, но не сумели повысить при этом уровень жизни собственных граждан. И все, конечно, хорошо, вот только пример арабской компании RAKIA в грузинском порту Поти упорно твердит об обратном: грузины очень любят привлекать своих партнеров легкими условиями ведения бизнеса в закавказской республике, впоследствии превращаясь в банальных «кидал».

Однако вполне возможно, что Грузия воспринимает Кувейт как некую третью сторону в отношениях с Азербайджаном, своим «дружбаном по конфедерации». В августе эмир ближневосточного государства шейх Сабах Аль-Ахмед Аль-Сабах встречался в столице с новым послом Азербайджана Туралом Рзаевым. В ходе встречи с эмиром дипломат отметил, что Ильхам Алиев придает большое значение развитию связей между двумя дружественными странами, и выразил надежду, что предстоящий визит эмира в Азербайджан внесет важный вклад в еще большее укрепление существующих теплых отношений.

Как показал опыт Грузии, где Азербайджан, там для нее и вкусно. Возможно, упомянув невзначай близкие взаимоотношения Тбилиси и Баку, грузины смогут уговорить кувейтцев на практически полное финансирование своего очередного «мыльного пузыря». А потом непонимающе развести руками и продолжать улыбаться - как те пингвины из мультипликационного фильма. С таких и спрос невелик.