Мужчина и женщина

Бизнес на детях Сакартвело

Грузинский ВУЗ, день вступительного экзамена. Абитуриенты толпятся у дверей в ожидании. Наконец к ним выходит декан: "Уважаемые абитуриенты, экзамена не будет! Все билеты проданы".

Именно такая ассоциация возникает при новости о том, что отныне в грузинских школах появятся платные услуги. Такую возможность учебным заведениям предоставляют новые поправки, внесенные в закон об общем образовании.

Под платными услугами, паче чаяния, подразумеваются вовсе не дополнительные "пятерки" и "четверки" по твердому прейскуранту. Не лишний половник супа в школьной столовой. Не возможность оплатить прогул урока по установленной таксе.

И даже не организация дополнительных платных сервисов "18+" по примеру одной частной тбилисской школы. Там была занятная история. Минувшим октябрем тбилисские журналисты неожиданно обнаружили, что помещение одной из частных столичных школ, где в дневное время в головы учеников впихивали знания, вечером использовалось совершенно для других целей. И это были вовсе не занятия группы продленного дня. Предлагаемые услуги рассчитывались скорее на отцов, чем на самих школьников. Стриптиз-клуб там был, попросту говоря.

Вопрос о вопиющем соседстве поставили перед Министерством образования. Казалось бы, дело яснее ясного - не может быть в одном помещении образовательного учреждения и сомнительного клуба. Должен остаться кто-то один. И даже не "кто-то". Не детей же из школы выгонять, в самом деле.

Но министерство, попутно отметив, что вопрос о правомочности работы клуба должен стоять перед тбилисской мэрией, высказало интересную мысль. Оказывается, входы в школу и в стриптиз-заведение - разные, и время работы у них тоже разное. Не сталкиваются в одной раздевалке первоклашки и стриптизерши. А, стало быть, никто никому не мешает.

Мэрия отказалась решать вопрос о правомочности интересного соседства. Мол, не в компетенции это столичной администрации. В общем, открестились все. Не исключено, что в престижной школе и по сию пору ежевечерне пляшут неодетые танцовщицы.

Но в поправках к закону речь идет все-таки не об этом. А всего лишь о том, что школы получают право проводить платные уроки - строго согласно национальному учебному плану и только силами педагогов "со стороны".

То есть, другими словами, тех учеников, кто не осилил учебную программу на обычных уроках и со знакомыми учителями, будут учить пришлые. Причем непременно неким хитрым образом, чтобы такой урок ни в коем случае не был похож на обычный. Это обязательное условие.

Зачем нужно подобное нововведение - большой вопрос. Подобная инициатива имела бы смысл, если бы предоставляла ученикам некую расширенную программу, занимая их чем-то, что не входит в обычный перечень школьных предметов. К тому располагает и необычная форма проведения уроков, и приглашение учителей "со стороны".

Но как пришлый педагог сможет точно определить, в какой мере дети готовы к более глубокому и интересному восприятию предмета, который преподавал им не он, - сложно сказать.

Не очень красиво выглядит и формулировка поправок. Председатель парламентского комитета по образованию Георгий Габашвили считает, что закон в новом своем виде должен исключать для школ возможность меняться учениками и учителями.

Иными словами, речь идет о бизнесе в чистом виде. Где проплатил - там изволь и получать усовершенствованные знания. На халяву попользоваться возможностями другой школы не будет, даже на условиях взаимного обмена. Также учебные заведения не смогут помогать друг другу, обмениваясь учителями. Судя по всему, "залетные" педагоги должны будут выскакивать, как чертики из табакерки. Откуда им еще взяться, если нельзя прийти из соседней школы? И что это будут за учителя - один Бог ведает. Но складывается впечатление, что деньги попросту потекут мимо карманов школьных педагогов.

Помимо прочего, теперь ученики грузинских школ поделятся на элиту и плебс, то бишь на тех, чьи родители могут себе позволить выложить лишние лари на обучение чада, и тех, кто такой возможности не имеет.

Судя по тому, что происходит в Грузии, - повальная безработица, крайне низкий уровень зарплат, полная неуверенность в завтрашнем дне - платными услугами будет пользоваться подавляющее меньшинство. А подавляющее большинство будет завидовать "богатеньким Буратино".