Мужчина и женщина

Главные люди года: патриарх и политический скандалист

Что общего между главой Грузинской Церкви, Католикосом-патриархом Илией II и Джулианом Ассанджем, который прославился чем угодно, но только не благочестивой жизнью и работой на духовном поприще? Задачка не для рядового ума. Но отныне как минимум одна общая черта у них есть: оба стали "людьми года" по версии жителей Грузии. Патриарх оказался "самым главным" для Грузии, а Ассандж - для всего мира.

Это подтверждают сухие цифры двух опросов еженедельника "Квирис Палитра". За Патриарха отдали свои голоса 47,3 процента из опрошенных 400 человек. Джулиан Ассандж набрал шесть баллов в 10-балльном рейтинге, обогнав остальных претендентов.

Забавно, что Грузия в очередной раз не может определиться, с кем же она на самом деле - с Западом или с Россией. Выбор "человеком года" Патриарха Илии показывает, насколько на самом деле созвучны мысли грузинского и российского народов. Ведь в России "человеком года" стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

А вот Ассандж не остался без внимания Запада. Он чуть не стал главной персоной-2010 по версии журнала "Time", лишь в последний момент уступив место главному благотворителю года - основателю Facebook Марку Цукербергу. Зато французская газета Le Monde все-таки присудила Ассанджу этот почетный титул.

Грузию буквально разрывает между двумя противоположностями. С одной стороны - восторг перед человеком, который делает все, чтобы между народами воцарился мир. С другой - восхищение тем, кто буквально жизнь положил на сеяние раздора между политиками планеты.

Что это - проявление горячего темперамента, умение пылко и искренне преклоняться как перед миротворцем, так и перед ярким провокатором? Или действительно неспособность сделать внутренний выбор - кто все-таки более ценен для истории? Каким путем пойти - трудным и долгим или ярким и скандальным? Восстанавливать шаг за шагом порушенное, или блистать на мировом политическом небосклоне?

Очевидно, что второй путь - это выбор грузинского президента. Такого шоу-мастера, как Саакашвили, на мировой арене не было очень давно. По части фокусничества его переплюнуть невозможно, он мастер провокаций и в чем ему нельзя отказать - так это в умении не лезть за словом в карман. Пусть даже это слово весьма сомнительного происхождения.

Но как ни крути, звезда Джулиана Ассанджа, поблистав на небосклоне, весьма быстро заволоклась тучами. Перемены к худшему в его жизни наступили очень быстро - мало того, что он угодил в тюрьму с неясными перспективами - от него отвернулась даже его собственная команда, с которой он работал над WikiLeaks.

В каком-то смысле это предостережение для Грузии, которая восторженно читала скандальные публикации, делала из них далеко идущие выводы и возлагала всяческие ожидания. Если ты раздражитель - будь готов к тому, что от тебя в скором будущем постараются избавиться. И не только те, кому ты мозолишь глаза, но и те, к кому ты доверчиво поворачивался спиной.

Президент Саакашвили оказался лишь на четвертом месте в числе самых значимых для Грузии персон. Он уступил и Патриарху, и руководителю благотворительного фонда Паате Бурчуладзе, за которого проголосовали 18,3 процентов респондентов. И даже, стыдно сказать, главному тренеру сборной Грузии по футболу Темуру Кецбая, которому отдали свои голоса 9,7 процентов опрошенных. Саакашвили набрал только 8 процентов голосов.

Что ж, остается верить, что почитающая своего Патриарха Грузия все-таки вырулит на верный путь. И услышит его слова, призывающие к миру. Буквально несколько дней назад Патриарх Илия II осудил передачу на одном из государственных грузинских телеканалов, в которой прозвучала критика в адрес Московского Патриархата.

"Об этом не нам судить, и такие заявления являются попытками сломать мост между нашими двумя Православными церквями", - сказал Илия II в ходе службы в кафедральном соборе Святой Троицы в Тбилиси.

Можно сделать вывод, что патриарх дорожит «надмирным» союзом между нашими народами. Ведь и он, и патриарх Кирилл хорошо понимают, что политические дрязги - это преходяще, а главная ценность у наших стран все-таки общая: православная вера. Если об этом помнить, то можно «достроить» и остальное, разрушенное теми, кто преследует одну-единственную цель - собственную выгоду.

И пока грузинские власти выбирают "путь Ассанджа", хочется верить, что грузинский народ прислушается к своему патриарху и пойдет за ним.