Мужчина и женщина

Женщина, которая идет

Родилась Мэри Бушуева в Зугдиди, в традиционно большой грузинской семье - помимо нее, родители могли похвастаться ещё пятью сыновьями. Жили они небогато, но радостно. До тех пор, пока в доме не случилось несчастье - гигантский пожар, который почти уничтожил жилище и чуть не стоил Мэри жизни. В Москве ей сделали около 40 операций на обеих ногах, около 80 доноров поделились с ней своей кровью. Почти три года она не могла сделать ни шагу, но всё-таки врачи поставили её на ноги.

Казалось бы, жизнь вернулась в более или менее нормальное русло: Бушуева стала работать на станции техобслуживания в Зугдиди и получать высшее образование на заочном отделении. Но судьба подготовила очередной удар - Мэри попала под грузовик. На сей раз пришлось ампутировать ногу. Многие в подобной ситуации ломаются, сознательно уходят в себя и пытаются заглушить физические и моральные страдания алкоголем. Тем более что по возвращении в Грузию после сложной операции многие знакомые и незнакомые люди стали воспринимать Мэри Леонтьевну совершенно иначе - гораздо холоднее и жестче, едва ли не с презрением.

Но Бушуева не просто не сдалась - она начала собственный "крестовый поход" против подобного отношения со стороны общества. Громом среди ясного неба стало её письмо Эдуарду Шеварднадзе, в котором она отказывалась от партбилета в знак протеста против того, что начальство несколько лет задерживало причитающиеся ей выплаты, а затем и вовсе предложило уволиться. После этого обращения всё стало на свои места.

Марафоном Мэри Леонтьевна увлеклась благодаря великому цирковому артисту Валентину Дикулю. Когда она обратилась к нему с просьбой помочь достать новый иностранный протез, Дикуль посоветовал заняться спортом. А конкретно - участвовать в марафонах, как бы это парадоксально ни звучало. Тем более что наша героиня даже в школе физкультуру не особо любила, что уж говорить о 42-километровых походах.

Впрочем, она все равно записалась в московский филиал американского спортклуба для инвалидов под названием "Ахиллес трек клаб". Основателем его является легендарный американец Ричард Траум - первый инвалид, прошедший знаменитый Нью-Йоркский марафон. Теперь и Мэри Леонтьевна стала своеобразной легендой этой организации и главой межрегионального отделения.

Сама она рассказывает, что филиал "Ахиллес трек клаб" открыт и в Грузии. Однако его деятельность, как и вообще положение с инвалидами в стране, не находят никакой поддержки от местных властей. "Хотя я не очень-то и верю, что в Грузии могут оказать какую-то поддержку нашей организации. Даже если бы я была знакомой президента. Страна маленькая, но проблем там очень много - прежде всего из-за бедности, - сказала Бушуева корреспонденту GeorgiaTimes. - Сложилась уникальная по своей трагичности ситуация. После 1997 года ни один инвалид не может выехать из Грузии в США для участия в марафоне. Вроде с Америкой у Грузии хорошие связи, а инвалидам визу не дают. Просто дают ничем не мотивированный отказ. А как можно понять хорошие связи, если не через человечное отношение к людям?"

Он также подчеркнула, что в свое время ей именно как инвалиду очень тяжело жилось в родной стране. "Мне очень хочется, чтобы правительство Грузии, представители бизнеса повернулись лицом к инвалидам к тем, кто действительно нуждается в поддержке. В России что-то хоть делается, а в Грузии, видимо, не любят делиться, а любят только умножать", - добавила она.

При этом Мэри Леонтьевна, как и любой выходец из Грузии, проживающий в России, очень тяжело переживает нынешнюю ситуацию, когда отношения между двумя странами практически отсутствуют. "Грузия - это моя радость и моя боль. Там похоронены мои предки, все мои близкие родственники живут там. Поэтому я очень хочу, чтобы в Грузии был мир, покой, чтобы там не забывали о дружбе с Россией. Чтобы мы всегда достойно встречались, чтобы приезжали туда и принимали гостей оттуда. Без унижений, без оскорблений. Мы все нормальные хорошие люди. И я не понимаю, почему у нас не хватает дипломатии для того, чтобы наладить нормальные отношения", - отметила она.