Мужчина и женщина

Битва за святыни: грузины против самих себя

Диалог о восстановлении грузинских церквей в Турции идет уже с 2007 года. Именно тогда правительство Грузии обратилось к турецким властям с предложением восстановить четыре монастырских комплекса, находящихся в восточной части страны. А взамен Турция изъявила желание восстановить и построить соответственно, четыре мечети.

Когда-то очень давно на территории ныне турецких регионов Карс и Артвин находилось грузинское княжество Тао-Кларджети. В IX-XI веках оно являлось своего рода интеллектуальным центром Грузии. Именно здесь на грузинский язык перевели Новый завет, здесь жили ученые и поэты.

Но теперь от былого величия остались лишь руины святынь. С каждым годом их состояние ухудшается, а грузинские ученые в течение пятидесяти лет требуют доступа к этим церквям и добиваются возможности их реставрировать. Церкви и монастыри, много веков подряд пребывающие в запустении, разрушаются не только под воздействием времени, но и по вине людей. Некогда богатые храмы привлекают черных копателей, уже успевших опустошить могилы царского рода и снять ценнейшие фрески.

Не хочется обижать турков, но земли эти исторически действительно были грузинскими и попали в состав Турции только в 1920 году - по условиям Карского мирного договора, согласно которому Грузия вернула Аджарию, к тому времени исламизированную.

Грузинское правительство, обратившись к Турции с просьбой разрешить ей восстановить разрушающиеся церкви, заручилось согласием, но при условии, что турецкая сторона взамен восстановит и построит четыре мечети на территории Грузии. В принципе, на тот момент можно было считать соглашение достигнутым, оставалось лишь доработать нюансы. За это дело участники договора взялись в 2008 году.

Но в Грузии поднялась волна протеста. Интеллигенция потребовала прекратить "исламизацию" страны. В рамках договора предполагалось построить одну новую мечеть в Батуми и восстановить три мечети, две из которых находятся в приграничном с Турцией регионе Самцхе-Джавахети и одна - в Кобулетском районе Аджарии. Не только в Тбилиси, но и в Батуми нашлись люди, которые утверждали, что восстановление и строительство мечетей - это "ползучая исламизация" причерноморского региона, который турки пытаются прибрать к рукам.

Хотя от былого исламского облика Аджарии, которая в течение нескольких веков находилась под контролем османов, уже почти не осталось и следа, турки по-прежнему воспринимают Батуми и окружающий его регион как "свою землю". И на всех турецких картах для внутреннего пользования эта территория обозначается как часть "великого тюркского мира". Поэтому в Аджарии опасаются, что Турция вновь положит на нее глаз. Соответственно, идея строительства мечети в Батуми была заранее обречена на провал.\

В общем, планам правительства в 2008 году не было суждено сбыться. И о религиозном договоре с Турцией решили забыть до лучших времен. Они, по всей видимости, наступили сейчас, так как грузинские чиновники снова изъявили о своей готовности подписать соглашение. Но на этот раз они поступили хитрее - переговоры проводили практически тайно. И вот на днях ожидается ответ турецкой стороны, которая должна подтвердить свою готовность заключить договор по принципу "ты мне - я тебе".

В Министерстве культуры, которое курирует вопрос о судьбе грузинских церквей в Турции, решили: общественное мнение за прошедшие два с лишним года сильно изменилось, и вообще, грузинское общество стало современнее, а потому не будет выступать против идеи восстановить мечети в обмен на возрождение грузинских храмов.

Но это была ошибка. Общественное мнение с тех пор нисколько не изменилось. Чиновники обнародовали свои планы по подписанию договора, и тут поднялась такая же волна протеста, как и в прошлый раз. "Новым мечетям не место на грузинской земле", - возмущаются противники проекта.

В этой ситуации интересную позицию заняла Патриархия. Правительство очень хотело бы заручиться поддержкой со стороны ГПЦ, но пока ничего не добилось. Церковь в очередной раз выступила против восстановления и строительства на грузинской территории новых мечетей. Эту точку зрения Илия II изложил в письме главе правительства еще в 2008 году. "Полагаю, что подписание соглашения в предложенном виде не обосновано. Считаю необходимым отметить, что число действующих в Грузии мусульманских зданий и теологических учебных заведений в несколько раз превышает те религиозные потребности, которые есть у грузинского населения, исповедующего ислам".

В ответ сторонники религиозно-культурного "обмена" с Турцией обвинили Церковь в том, что она настроена против возрождения грузинских святынь в Карсе. Поэтому вчера представителю ГПЦ пришлось официально прокомментировать позицию Патриарха. "Факт, что в Грузии сотни мусульманских мечетей, и их деятельность никто не запрещает. С турецкой стороны, мягко говоря, не слишком хороший жест - требовать открытия еще одной или четырех мечетей и взамен восстановить столько же на своей территории. При этом восстановить не монастырь, как функциональный объект, а только как памятник", - пояснил отец Микаэл Ботковели.

Так что, похоже, и на этот раз грузинское правительство не сможет выполнить задуманное. Грузинские священнослужители считают позицию Стамбула наглостью, а туркам, видимо, абсолютно все равно. И впрямь, "культовый обмен" предложили сами грузины, а потом погрязли во внутренних спорах по поводу собственных заброшенных святынь.