Мужчина и женщина

Тбилиси надеется на бесчестность Лукашенко

Уж, казалось, нет лучших друзей, чем Грузия и Украина. Общая нелюбовь к России заставляла Саакашвили и Ющенко сжимать друг друга в крепких до неприличия объятиях. Но лопнула дружба, как проколотый воздушный шарик, стоило прийти к власти Виктору Януковичу. Еще вчера такой верный, такой надежный друг Киев уже откровенно заглядывается на Москву, и в столицу Украины летает Дмитрий Медведев, а не Михаил Саакашвили.

Обидно. Но у Грузии снова затеплилась надежда, когда под боком России начал выкаблучиваться неугомонный "батька" Лукашенко. Вторая половина прошлого года запомнилась значительным охлаждением между Москвой и Минском. Стороны обменивались взаимными уколами разной степени болезненности - то Россия покажет про Лукашенко нелицеприятный фильм, то сам Батька выскажется в том смысле, что, мол, и без России прекрасно проживем.

И в какой-то момент, чтобы окончательно досадить Кремлю, Лукашенко начал демонстративно заигрывать с Саакашвили, которого до этого времени столь же демонстративно терпеть не мог. Уж, казалось бы, шито белыми нитками. Поистине надо быть легковерными и недолюбленными, как действующая грузинская власть, чтобы кинуться в объятия подобному неожиданному "союзнику".

Как известно, белорусский Батька отказался признавать независимость Абхазии и Южной Осетии и пообещал "приумножить" отношения между Минском и Тбилиси. Хотя и не скрывал, что непризнание независимости республик - это не от глубокого уважения к "территориальной целостности" Грузии, а исключительно из мелкой мести России за недостаток внимания к возможным проблемам самой Белоруссии.

Президент Дмитрий Медведев довольно резко высказался касательно такого поведения Лукашенко. "Президент Белоруссии заявил о готовности сделать это (признать Абхазию и ЮО) в присутствии своих коллег, пяти президентов. Есть соответствующая запись, если уж откровенно говорить, осталась в протоколе заседания ОДКБ. Затем этот вопрос превратился в постоянный объект политического торга... Подобное поведение является бесчестным, партнёры себя так не ведут. И, конечно, мы будем учитывать это при выстраивании отношений с действующим президентом Белоруссии", - хмуро заявил он, глядя на метания Батьки между Россией, Западом и Грузией. Лукашенко поспешил откреститься от всех клятв, дав "честное-благородное" слово, что никогда никому ничего такого не обещал.

Но воистину, милые бранятся - только тешатся. Особенно если милым деваться друг от друга некуда. После очередной победы Лукашенко на выборах Запад дал понять, что руки ему не подаст и очень может быть, что и на порог не пустит. В отличие от России, которая поворчала-поворчала, но согласилась с легитимностью очередного президентского срока Батьки.

А тут еще и вопрос с поставками нефти из России в Белоруссию, который тоже являлся камнем преткновения между двумя странами, начал решаться. И Лукашенко совершил очередной привычно-изящный пируэт, оказавшись лицом к России и не совсем лицом к Грузии. Причем "друга" Саакашвили Лукашенко бросил капризно и по-детски, даже из вежливости не прислав ему приглашение на свою инаугурацию.

Поверить в это у Грузии пока нет сил. Тем более что на руках президента Белоруссии - разменная карта, ему-то не очень важная, зато жизненно необходимая Тбилиси. Речь, конечно же, о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Говоря об этом, Тбилиси буквально сглатывает ком в горле.

Замминистра иностранных дел Нино Каландадзе так усиленно заверяет, что Батька будет верен грузинским интересам и ни за что не признает самостоятельность Сухума и Цхинвала, что становится очевидно - Грузией движет страх. Пока официальный Тбилиси делает хорошую мину при отвратительной игре, люди, менее скованные политической пропагандой, говорят, как есть.

"Лукашенко нельзя доверять даже на два шага, так как это личность, которая для сохранения своего положения способен на все. Если раньше он торговался с Россией, и для этого поставил рядом с собой структуры Западной Европы, то сейчас, он сделает наоборот. По этому я не исключаю, что вопрос признания Абхазии и Южной Осетии может встать настолько остро, что Лукашенко пойдет на этот шаг", - говорит грузинский эксперт Мамука Арешидзе.

"Мы видим каждый день, что имеем все более тесные связи с Белоруссией. Минск не будет ставить вопрос признания оккупированных регионов Грузии", - уверяет, кажется, сама себя Каландадзе. А что ей остается делать? Только рассчитывать, что Лукашенко продолжит бесчестную игру с Россией, крутясь как уж на сковородке.

Ситуация для Грузии не из приятных. То, что грузинским властям важно для реноме и чести, для Лукашенко - не более чем удобный повод для торгов. Он совершенно беззастенчиво и прямо-таки подкупающе откровенно придерживается стиля "я вас всех продам, куплю и снова продам - но уже дороже". А Грузии приходится изо всех сил надеяться, что продать ее Батьке будет невыгодно.

И, в отличие от России, которая призывает Лукашенко держать слово, Тбилиси мечтает, чтобы Батька оказался клятвопреступником. Обидно, наверное, когда твоя честь держится на чужом бесчестье.