Мужчина и женщина

Русская песня стала врагом

Дыма без огня не бывает, и поэтому опровержения начальника Службы доходов Минфина о запрете на русские песни выглядят неубедительно. Георгий Цхакая заверил, что не приглашал к себе администраторов самых известных ресторанов и не грозил им штрафами за "вражеские напевы".

Тем не менее, факт цензуры налицо. Грузинский телеканал "Маэстро" провел собственный эксперимент и не смог заставить рестораторов угодить посетителю - исполнить "Подмосковные вечера". Как рассказал композитор и певец Темур Рцхиладзе, в администрации ресторана перед ним извинялись и объясняли, что за русские мелодии им пригрозили штрафом в 500 лари (300 долларов). Эти извинения и объяснения засняты на скрытую камеру. В крайнем случае, оркестранты были готовы рискнуть, но с условием, что клиент заранее заплатит компенсацию за штраф.

Если учесть, что власти сразу опровергли запрет, то нововведение в виде "предварительной уплаты штрафа" выглядит как шулерство. Но кто же его гениальный автор?

Газета "Алия" добралась до инициатора моратория на русские песни. Директор одного из ресторанов признался, что вместе с коллегами ходил "на ковер" к начальнику службы доходов Министерства финансов Георгию Цхакая. Именно он и предупредил о запрете и штрафах и приказал держать сказанное в тайне. "Об этом никто не должен узнать - ни сотрудники, ни клиенты, говорите им, что угодно, объясняйте, как хотите, но попробуйте только исполнить русскую песню, и к вам войдет налоговая служба и присмотрит за вашим делом", - цитируют чиновника собеседники издания.

Наказ достиг цели. В трех известных ресторанах журналистам "Алии" ответили, что не поют по-русски по идеологическим причинам. "После того, что они нам сделали, еще петь?!" - прокомментировали музыканты. На вопрос, почему они осознали это только сейчас, ответили: "Подумали и решили - не будем петь песни врагов".

С Нового года в Грузии, если кто не знает, по парламентскому решению меню ресторанов в обязательном порядке снабжено припиской о том, что 20 процентов территории страны оккупировано Россией. Так что "осознание" к музыкантам пришло вовсе не неожиданно и не только под угрозой штрафа. Это целенаправленная политика "создания образа врага" и дерусификации Грузии, которую планомерно проводят грузинские власти. В кинотеатрах уже нельзя смотреть зарубежные фильмы в русском дубляже, нельзя учиться по изданным в России учебникам, среди иностранных языков русский только на четвертом месте.

По большому счету Михаил Саакашвили мог бы и не торопить процесс отмирания русского языка. Это происходит само собой, заявил GeorgiaTimes Александр Сватиков главный редактор общественно-художественного журнала "Русский клуб", выходящего в Тбилиси. Сам он с запретом на русские песни в Грузии не сталкивался, так как музыку слушает гораздо чаще, чем ходит по ресторанам. Но из открытых окон на улицах песни на русском до сих пор слышны.

- Недавно меня пригласили на передачу "Насколько востребован русский язык". Она записывалась на "Первом информационном канале". И я там ответил, что если Грузия создает уже не первый русскоязычный телеканал, значит, это более востребовано, чем англоязычные каналы, которых в Грузии до сегодняшнего дня нет. А что касается песен, то из открытых окон, из автомобилей российская эстрада, слава богу, еще звучит.

- Если действительно вышел негласный запрет на русскую музыку, к чему он может привести?

- К нарушению пищеварения в ресторанах. Ресторан создан, чтобы расслабиться, почувствовать себя уютно. Если и там политика на тарелочке лежит, не думаю, что аппетит от этого будет лучше. Хуже нет, когда начинается политическое давление: звучать русским песням или нет. Итак наступит день, когда они перестанут звучать. Все идет к этому.

- Аудитория вашего журнала уменьшается?

- А что вы хотите? Если в 80-х годах здесь жило полмиллиона русских, то на сегодняшний день русская диаспора насчитывает, по официальным данным, от 30 до 50 тысяч. Это уже последние из могикан. Прослойка русскоязычных тоже уменьшается, молодые русскоговорящие уезжают. Под Новый год у нас наблюдается небольшое оживление, когда молодежь приезжает проведать своих стариков. А так русские в Грузии - это уже вымирающий вид. Немного печальная ситуация, может показаться со стороны. Но все не так плохо. Каждый спасается в одиночку, слушает ту музыку, которая его согревает, общается с тем кругом людей, в котором есть друзья. Жизнь продолжается. Просто это уже не та жизнь, которая была 20 лет назад - вот и все.

Певица и продюсер Ирма Сохадзе, известная и в России, и в Грузии, от запрета на русские песни в недоумении: "Запреты ни к чему хорошему никогда не приводили. Мы всю жизнь провели с русским романсом. Я очень надеюсь, что в Грузии никто не запретит Пушкина, Достоевского или Рахманинова", - заявила она журналистам.

Грузинские оппозиционные политики, комментируя репертуар ресторанов, выражаются гораздо жестче. "Проявлением фашизма" назвал табу на русские песни один из лидеров Лейбористской партии Иосиф Шатберашвили. "Ввиду того, что тебе не нравится российское руководство, бороться против русской классики и искусства - это фашизм"- сказал он. "Саакашвили аплодируют некоторые западные лидеры, а он запрещает в Грузии русские песни, русский язык, русскую культуру. Мы требуем адекватной реакции со стороны международного сообщества", - заявил политик.

Полностью точку зрения лейбористов разделяет генеральный директор российского Института исследований конфликтных ситуаций Тенгиз Бегишвили. Он отметил, что Саакашвили реализует принципы Геббельса, когда зомбирует собственный народ повторением одного и того же лозунга, откровенной ложью и списанием бед на "врага".

А Темур Рцхиладзе, неплохо зарабатывавший на русских песнях для грузин, предупредил: "Если этот запрет примут на уровне закона, то весь мир будет смеяться над Грузией, так как это действительно маразм".

Но если вспомнить Александра Сергеевича Пушкина и повод, по которому он писал "Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной", то запрет на русские песни со стороны грузинских властей - это тоска по временам, когда Россия для них была открыта, а Путин и Медведев отвечали на телефонные звонки.