Мужчина и женщина

"Крокодил" съест грузинских наркоманов


Как сообщает "Рустави-2", наркотик попал в страну из России и Украины, а привезли его через Абхазию. Сакартвело обеспокоено. Никогда еще грузинские наркоманы не получали доступа к столь дешевым наркотикам. Но местным борцам с наркотой не стоит пенять на северных соседей, а лучше зайти в Интернет. Там масса рецептов приготовления жуткого варева. Дезоморфин приходит в Грузию не потому, что на севере злая Россия, а потому, что беднеют местные наркоманы. Наркотик можно приготовить из подручных средств, которые нетрудно купить в любой аптеке. Появившись в СНГ около 2000 года, дезоморфин завоевал огромную популярность. К настоящему времени его доля в общем объеме употребляемых наркотиков выросла до 30 процентов. И если в Грузии только сейчас услышали о дезоморфине, это свидетельствует только о плохой работе наркоконтроля страны. В кавказских странах его употребляют лишь чуть меньше, чем в России или на Украине.

Все, что нужно для того, чтобы "заварить" адский коктейль, это канистра бензина, серная кислота, спички и кодеиносодержащие таблетки, которые есть в любой аптеке. Разных вариаций много. Вместо бензина можно употреблять самую разную бытовую химию и, конечно же, средство "Крот", о котором упоминается в репортаже Рустави-2.

На дезоморфин переходят в основном "морфинисты", как называют героиновых наркоманов в Грузии. У дезоморфина сходное с героином воздействие на организм человека, но он обходится значительно дешевле. А эффект сильнее. В сравнении с морфином обладает большим наркогенным потенциалом.

Однако сегодня медики не знают более страшного наркотика, чем дезоморфин. Зависимость наступает после первой, максимум, после второй инъекции. Психическая зависимость опережает физическую. Желание повторить ощущения появляется уже после первой пробы дезоморфина. Длительное его потребление приводит в дальнейшем к полному отказу от героина, уже не дающего желаемого эффекта.

По степени вреда здоровью дезоморфин существенно превосходит героин. «Нормальный» наркоман протянет год-два. А необратимые изменения в организме начнутся уже через две-три недели. Дезоморфин не зря получил название "крокодил". Он убивает не только психику человека. Самое главное, организм еще живого человека начинает гнить. "Возникают тяжелые поражения внутренних органов, сердечно-сосудистой системы, головного мозга, тромбоз вен. Человек, потребляющий дезоморфин, буквально разлагается заживо. Тело больного покрывается множественными язвами, постепенно происходит отмирание тканей и ампутация конечностей", - так написано в медицинских справочниках.

На практике врачи видят страшные картины, когда приезжают на вызов спасать тех, кого невозможно спасти. Распухшие, гниющие ноги, жуткий запах разлагающегося тела..

Поскольку в Грузии, как мы поняли, до сих пор не знали про дезоморфин, то и статистики на счет количества жертв "крокодила", тоже нет. В соседней Абхазии официальной статистики тоже нет, но проблему признали давно. Эксперт в сфере противодействия распространению наркотиков - Азамат Хибба считает, что не стоит держать в тайне от общества информацию о распространении наркотика.

"Я не уверен, что в Грузии ситуация принципиально отличается от той, какую мы наблюдаем в Абхазии. У нас тоже нет статистики. Но мы знаем, что на одного потребителя героина приходится теперь четыре-пять потребителей дезоморфина. Он очень активно распространяется в наркоманской среде и не только потому, что дешево обходится. Стали почти недоступны героин и метадон. Немногие наркоманы готовы себя убивать, но теперь, когда других средств нет, многие вынуждены колоть дезоморфин"- говорит Хибба.

Репортаж "Рустави-2" делали далекие от темы люди. Возможно, они хотели таким образом ответить на заявление президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты, который вчера сказал, что из Грузии в республику завозятся токсичные лекарства.

Хорошо, что грузинские журналисты пока не наркоманы. Но, судя по всему, в Грузии нет и специалистов, разбирающихся в этой теме. Потому как комментарии специалистов в репортаже на "Рустави-2" выдают их полную некомпетентность.

Во-первых, от дезоморфина нет противоядия, которое, как утверждают грузинские специалисты, не завозится в страну уже несколько месяцев. Есть лекарственные препараты, которые способны спасти человека при передозировке. Называются они налаксон и налорфин. Но впервые употребивший дезоморфин, начинает довольно динамичный путь к могиле, и никакие препараты тут не помогут.

Во-вторых, запретить продажу кодеиновых лекарств, как это предложил директор Наркологического центра Грузии Гела Лежава, просто напросто невозможно. К группе таких препаратов относится Пенталгин и еще много очень нужных людям лекарств. "Если идти по пути запретов, то надо также запретить продажу спичек, бензина и много чего другого, из чего приготовляется наркотик. Это нереально. У государства должна быть долгосрочная стратегия спасения зависимых людей. Только это может исправить ситуацию", - считает абхазский эксперт Азамат Хибба.