Мужчина и женщина

ОБСЕ уходит из Грузии

Он пояснил, что на такой шаг пришлось пойти, так как предложение о продлении срока работы наблюдателей миссии "не поддержала одна страна". Имея в виду Россию. Таким образом, миссия, проработавшая в конфликтных грузинских регионах 16 лет, упраздняется.

Срок ее мандата заканчивается 31 декабря. А еще в ноябре заместитель главы российского МИДа Григорий Карасин сделал заявление, что Россия настаивает на изменении формального статуса миссий наблюдателей ОБСЕ в Южной Осетии и Абхазии.

Затем это конкретизировал постпред России при ОБСЕ Анвар Азимов. Он пояснил, что «действующий мандат миссии в Грузии распространяется и на Абхазию с Южной Осетией. Такое положение дел недопустимо в связи с признанием этих регионов самостоятельными государствами».

То есть в Южную Осетию можно отравлять только миссию ОБСЕ, уполномоченную работать в этой республике. То же и с Абхазией. Но Запад на это не пошел.

Ранее источник в ОБСЕ уже предрекал в беседе с РИА Новости, что мандат наблюдателей, скорее всего, продлен не будет. «Не исключено, что финское председательство будет настаивать на его продлении хотя бы на три месяца. Однако такое решение вряд ли пройдет», - сообщил он.

Так и вышло. Именно министр иностранных дел Финляндии Александр Стубб на вышеупомянутом заседании постоянного совета в Вене призвал коллег «договориться хотя бы о техническом продлении с целью обеспечения дальнейших переговоров». Но Москва заблокировала это предложение.

Предвидя подобный оборот, США пытались заранее внушить России, что она не вправе блокировать работу миссии ОБСЕ. С таким заявлением обратился к Москве 18 декабря помощник Госсекретаря США Мэтью Брайза. Его процитировал сайт Day.az:

«Россия не в праве решать вопрос о нахождении наблюдательской миссии на территории Грузии. В зоны конфликта должны быть допущены наблюдательские миссии. Это территория Грузии, и если Грузия и ЕС примут решения, наблюдатели войдут на эти территории, несмотря на позицию России».

Теперь администрация Джорджа Буша обвиняет Россию в блокировании решения ОБСЕ о продлении миссии в Грузии. Об этом говорится в распространенном в Вашингтоне заявлении официального представителя госдепартамента Шона Маккормака.

«США осуждают решение России фактически наложить вето на инициативу о продлении мандата миссии в Грузии, поддержанную всеми 55 остальными государствами-участниками организации. Решение России трудно оправдать, учитывая продолжающуюся напряженность в связи с гуманитарной ситуацией в регионе».

И - ни малейшего намека на реальность угрозы «войти, несмотря на позиции», высказанной Мэтью Брайза. Видимо, этот серьезный, если судить по его статусу, политик, слегка погорячился.

Главе МИДа Грузии Григол Вашадзе также выступил с критикой в адрес Москвы. Назвав позицию России деструктивным шагом, он далее сказал журналистам в Баку, где находится с официальным визитом: «Россия пытается избавиться на оккупированной территории от еще одного свидетеля в лице ОБСЕ. На оккупированных территориях происходят тысячи случаев нарушений прав человека, и России невыгодно, чтобы международные организации их фиксировали». А что выгодно международной организации, о которой идет речь? В прессе, например, неоднократно сообщалось, что и Цхинвал, и Сухум открыто обвиняют некоторых представителей ОБСЕ в шпионаже в пользу Тбилиси.

Так это или нет, но, по крайней мере, руководство ОБСЕ никогда не скрывало, кому симпатизирует. Весьма любопытно в этой связи случившееся два дня назад увольнение из числа наблюдателей британского офицера в отставке Райэна Гриста.

Именно он, бывший капитан королевской армии, первым из своих коллег по миссии ОБСЕ заявил, что Грузия напала на Южную Осетию. Более того, заранее предупреждал руководство организации о готовящейся агрессии. И обвинил его в замалчивании этой важнейшей информации. Грист признался газете Wall Street Journal, что во время войны отправился в Цхинвал собирать сведения, подтверждающие грузинскую агрессию. Но - без санкции своего руководства. Вот и поплатился: был уволен за самоволку в разбомбленный город.

«Мне было ясно, что нападение носило абсолютно неизбирательный и непропорциональный характер, - сообщил бывший капитан в том же интервью. - Теперь меня обвиняют в том, что я работаю на MI6 и КГБ, и называют лжецом. Но я просто хотел понять, что происходило».

Глава миссии ОБСЕ Терри Хакала называет рассказы наблюдателя «не относящимися к делу», сообщает Росбалт. Она с негодованием опровергла утверждения Гриста о том, что он предупреждал западных дипломатов и ОБСЕ о нападении, готовящемся Грузией. Однако наблюдатели исчезли из офиса в Цхинвале буквально за два часа до начала грузинского наступления. Не эвакуировав архивы и даже не выключив компьютеры. Как, от кого они получили предупреждение? Но дело даже не столько в этом, а в самом факте: стало быть, знали. И - промолчали. Почему?..

Так что логика России, требующей иного статуса для международных наблюдателей в Южной Осетии и Абхазии, вполне понятна: ни та, ни другая республика в таких контроллерах, какими себя зарекомендовали «миссионеры» ОБСЕ, не нуждается.

Обвинения в том, что Россия в принципе возражает против международных наболюдателей, тоже не выдерживают критики. К примеру, 23 декабря постпред РФ в ООН Виталий Чуркин заявил, что новый мандат миссии ООН в Абхазии должен быть выработан к 15 февраля 2009 года.

«Сейчас название миссии ООН в зоне грузино-абхазского конфликта в новой резолюции выглядит по-другому, - сообщил он в ходе видеомоста Москва-Нью-Йорк, - Она называется просто миссией ООН, поскольку геополитическая реальность изменилась и мы считаем неправильным оперировать названиями, которые были раньше. Нам предстоит к 15 февраля 2009 года выработать новый мандат этой миссии, отталкиваясь от тех дискуссий, которые состоялись в Женеве 18 декабря».

Сергей Чайкин