Мужчина и женщина

Политику в Сакартвело вершат хулиганы

В Грузии сел в КПЗ Сандро Брегадзе, бывший член партии Константина Гамсахурдиа "Свобода". По версии следствия, он угрожал пистолетом работнику автозаправки. Суд решил, что выпускать его под залог просто опасно. Оппозиция усмотрела здесь политическую подоплеку - как с братом лидера "Свободы" Цотнэ Гамсахурдиа, осужденным за покушение на жизнь человека на почве бытового конфликта. Какая бы политика тут ни была замешана, в отношении братьев Гамсахурдиа она разная: ведь младший сын первого президента Грузии Георгий назначен заместителем министра по делам беженцев.

Оппозиционер Сандро Брегадзе на 40 дней лишен свободы. Это только предварительный срок заключения, назначенный Тбилисским городским судом. После завершения следствия ему грозит 7 лет в комфортабельных современных тюрьмах за хулиганство с применением огнестрельного оружия.

Защита обвиняемого пыталась добиться освобождения, посулив залог в 3 тысячи лари. Судья отказал, сочтя, что Брегадзе может пригрозить пистолетом свидетелям и пострадавшим.

По данным следствия, 17 февраля на бензозаправочной станции "Wissol", что на проспекте Важа Пшавела в Тбилиси, бывший соратник Константина Гамсахурдиа "нанес словесные и физические оскорбления оператору станции и, с целью запугивания, направил на него свое оружие марки Walther". Из-за этого работа заправки остановилась, и "был нарушен общественный порядок".

Адвокаты политика подчеркивают, что право на ношение оружия у Брегадзе было, и он по горячности не удержался продемонстрировать "ствол" в ходе физического противостояния. Причиной склоки стало недоразумение. Политик отъехал от АЗС, не дождавшись окончания заправки бака своей машины. "Пистолет" упал, что вызвало возмущение работника станции. Началась перебранка, последним аргументом в которой стал Walther.

Дело ясное, как божий день. Но единомышленники Брегадзе уже успели записать его в политические узники. Вступился за него член националистически настроенного движения "Язык. Отечество. Вера" ("Мамули, эна, сарцмуноеба") Ладо Садгобелашвили. "Брегадзе в ближайшее время собирался создать свою политическую партию, однако ему не дали этого сделать", - заявил он.

Действительно, в ноябре прошлого года Сандро как-то заикнулся, что в Грузии в 2011 году появится новое "большое оппозиционное объединение". "Хочу отметить, что это не будет объединением, которое создается на основе ненависти к кому-либо. Консультации по его созданию ведутся уже давно, - рассказывал он. - Оно будет основано на принципах национальной идеологии и по существу будет резко оппозиционным".

Имен, паролей и явок он не назвал, но всех слегка заинтриговал. До этого Брегадзе долгие годы боролся с режимом плечом к плечу с Константином Гамсахурдиа. Но в последнее время старший сын первого президента Грузии стал намного терпимее к власти. Саакашвили придумал для него дельное занятие - расследовать обстоятельства смерти Звиада Гамсахурдиа. По официальной версии, тот застрелился в одном из сел Западной Грузии, однако общество было уверено, что его убили.

Как раз сегодня, когда Сандро пошел под суд, Константин Гамсахурдия собирался праздновать победу: в парламенте должен был рассматриваться отчет комиссии об обстоятельствах гибели первого президента. Лидер "Свободы" уверен, что его отца убили, причем не без ведома Эдуарда Шеварднадзе. После всех пророчеств предшественника Саакашвили насчет грядущей новой революции в Грузии, Михаил Николаевич с удовольствием засадил бы "седого лиса" в тюрьму. Но большинство депутатов просто проигнорировали заседание, сорвав кворум.

Задержание Сандро Константина Гамсахурдия не встревожило. Как видно, в партии "Свобода" его считают отыгранной фигурой. Да и в целом назвать Брегадзе влиятельным политиком нельзя, считает политолог Рамаз Сакварелидзе.

- Говорить о том, что его влияние в политическом плане кому-нибудь угрожало, наверное, будет преувеличением. Зачем политическая подоплека, когда любой, в том числе бытовой конфликт, может стать поводом для жестких мер? Есть гораздо более острые фигуры и неудобные для власти, которых пока не арестовали. А оружием угрожать в Грузии многие могут, так что это неудивительно, - заметил эксперт в комментарии для GeorgiaTimes.

Действительно, дела о хулиганстве политиков или их родственников периодически заводятся полицией. Но почему-то чаще всего под пресс закона попадают именно оппозиционеры. За драку в тюрьме сидят брат и сын Эки Беселия, бывшей соратницы Ираклия Окруашвили. За покушение на соседа отбывает срок Цотнэ Гамсахурдия, сын Звиада Гамсахурдиа от второго брака, с Мананой Арчвадзе.

Сегодня как раз возобновляется процесс по делу Цотнэ - о даче взятки сотрудникам исправительного учреждения. Следствие утверждает, что он заплатил за вынос корреспонденции из тюрьмы. Адвокаты же не оставляют надежду опровергнуть в кассационных инстанциях и главный приговор - о покушении на Давида Баджелидзе. Дело было шито белыми нитками, но суды в Грузии недостаточно независимы, чтобы это признать. А Цотнэ очень хотели убрать с шахматной доски, так как считали российским шпионом.

Константин Гамсахурдия и пальцем не пошевелил, чтобы освободить сводного брата. Между тем, старшенького тоже многие подозревают в связях с Россией. Но Сандро Брегадзе в прошлом году заявил, что попытка подкупа партии "Свобода" Россией провалилась. "Год назад из-за пределов страны нас попросили враги Грузии - вы, наверное, понимаете, о какой стране идет речь, - обменять наши принципы на красные рубли или зеленые доллары. Они за это платили достаточно большую сумму. Но мы не продаемся", - сказал Брегадзе.

С тех пор Сандро в "Свободе" разочаровался, захотел побыть настоящим оппозиционером да попал в тюрьму. А Константин Гамсахурдиа оставил оппозиционные замашки и тут же пришелся ко двору. Между тем третий брат, родной для Цотнэ и сводный для Константина, даже получил сегодня новое назначение. Георгий Звиадович стал заместителем министра по делам беженцев. С учетом низкого рейтинга его шефа - Кобы Субелиани - перед новоназначенным замом маячит министерское кресло.

Все как в хорошей сказке: злые вооруженные оппозиционеры подлежат наказанию, а добрые послушные политики вознаграждаются по полной программе, хотя у них тоже есть пистолеты и они тоже, наверное, ими кому-нибудь угрожают. Но они ведь "добрые".