Мужчина и женщина

Адвокаты требуют запереть Саакашвили на родине

Не пускать в Европу Михаила Саакашвили и его министров требует Ассоциация грузинских адвокатов. Советские деспоты Ягода, Берия и Ежов вместе взятые не посадили в тюрьмы столько юристов-грузин, сколько за семь лет правления успел арестовать нынешний режим, заявляет председатель организации Заза Хатишвили.

Факт преследования адвокатов со стороны властей недавно подтвердила Европейская профессиональная ассоциация. Ее представители в конце прошлого года приезжали в Грузию, изучили вопрос и обратились к президенту Саакашвили с требованием освободить адвокатов, заключенных по политическим мотивам, и завести дела по фактам незаконных преследований со стороны полиции. Это обращение с подшивкой материалов по каждому случаю Хатиашвили передал и в парламент. Реакции не последовало.

Другие европейские правозащитные организации, куда жаловались грузинские адвокаты на свою участь, вообще отказались вмешиваться. По мнению Хатиашвили, они не хотят портить отношения с правительством Грузии.

Тем не менее, глава Ассоциации адвокатов на этом не успокоился, и направил обращение президенту Евросоюза Жозе Мануэлю Баррозо. Он детально описал факты гонений и потребовал, чтобы ЕС объявил персонами нон грата Михаила Саакашвили, министра внутренних дел Вано Мерабишвили, министра юстиции Зураба Адеишвили, председателя Верховного суда Коте Кублашвили и министра по исполнению наказаний Хатуну Калмахелидзе.

Это требование, несомненно, поддержат все адвокаты Грузии, ведь только будучи членами Ассоциации они получают лицензию на профессиональную деятельность в стране. Гела Николеишвили, на счету которого немало громких судебных процессов, считает обращение к Баррозу вполне справедливым.

- 111 адвокатов были осуждены при Саакашвили. Это внушительная цифра, - заявил он в разговоре с GeorgiaTimes. - Еще несколько десятков дел расследуется, обвиняемые адвокаты находятся под арестом. Всего в заключении около 200 человек. Я не могу сказать, что против каждого из них идет политическое преследование, многие действительно совершили криминальные действия. Но есть несколько десятков случаев, когда адвокаты пострадали именно из-за своей работы, из-за того, что они защищают права человека. А главной мишенью нашего правительства являются защитники прав человека. Так что несколько десятков адвокатов - это именно жертвы репрессий и преследований по политическим мотивам или из-за своего служебного положения.

- А конкретные примеры?

- Была такая молодая девушка-адвокат Натия Сирадзе. Ей инкриминировали, будто бы она давила на свидетелей, чтобы они изменили показания. Ее арестовали, и несколько месяцев она просидела в тюрьме. (Она защищала одного из обвиняемых в так называемом "мухрованском мятеже" - авт.). Мамука Нозадзе - адвокат, который также именно по политическим преследованиям несколько лет в тюрьме сидел. Были случаи, когда незаконно задерживали адвокатов, например, Владимира Табагуа держали в заключении и грозили завести уголовное дело за то, что он якобы выносил какие-то запрещенные документы. Если бы не вмешались журналисты, и не стало бы всем известно об этом случае, его бы арестовали.

- Заза Хатишвили на пресс-конференции, посвященной обращению в ЕС, упомянул о физическом оскорблении адвоката Варлама Балхамишвили, что с ним случилось?

- Этого молодого человека, когда он шел по улице со своим другом, остановила полиция. Полицейский был в штатском, и когда он потребовал документы, адвокат тоже спросил: "Кто вы такой". И попросил предъявить документы. Полицейский разозлился, вызвал напарника, и двух молодых людей отвезли в участок. Потом там провели исследование на наркотики. Естественно, никаким наркоманом адвокат не был, но так как он решился спросить у полицейского документы и пытался разъяснять ему права и обязанности, ему инкриминировали мелкое хулиганство и сопротивление полицейскому. Его оштрафовали на 400 лари. Такие случаи очень часто бывают в Грузии, но с рядовыми гражданами. Они не решаются обращаться в суд и апеллировать или обжаловать это все. Балхамишвили оказался адвокатом и постарался защитить свои права, поэтому инцидент получил огласку.

- Вы сами как адвокат ощущаете давление властей?

- Да, но это давление морально-психологического характера. Бывают иногда анонимные угрозы по телефону. Я не могу доказать, что это по заказу. Но это повод для размышлений. Были "доброжелатели", которые предупреждали членов моей семьи, что лучше не связываться, лучше остановиться, а то будет хуже.

- Как вы думаете, обращение Ассоциации адвокатов к ЕС окажет какое-то воздействие?

- Не думаю, что оно так быстро и скоро даст прямой результат. Но в этом направлении надо усилить работу, разные группы должны доказывать, обращаться, конкретными и примерами подтвердить это все. И в перспективе, я думаю, какой-то результат будет.

Михаил Саакашвили и его правительство уже не раз поступались демократическими ценностями ради того, чтобы удержаться у власти. И Евросоюз им все прощал. Так что требования адвокатов вряд ли будут удовлетворены. Но в сказке о двух лягушках в кувшине со сметаной выжила та, что не переставала барахтаться даже в безвыходной ситуации, так что когда-нибудь усилия адвокатов по защите профессиональных прав принесут плоды.