Мужчина и женщина

Монахов в тюрьму, лавру Давида - Баку?

Третьего марта азербайджанские информационные агентства со ссылкой на главу Госкомитета по земле и картографии Азербайджана Гариба Мамедова сообщили, что экспертная группа по демаркации грузино-азербайджанской границы завершила свою работу. "В настоящее время мы ожидаем приглашения грузинской стороны для обсуждения проведенных работ", - отметил Мамедов.

Спорными были 180 из 480 километров общей границы, разделяющие пополам грузинское село Эрисимиди и комплекс Давида Гареджи, в который входит около 20 монастырей с кельями, выдолбленными прямо в скале. В Азербайджане его называют комплексом Кешикчи даг и считают порождением албанской культуры. Мамедов так и не открыл секрет, где же пролегла демаркационная линия в этом районе, а лишь двусмысленно намекнул: границы нельзя определять по "каким-то там историческим памятникам".

Итак, вопрос, вызывавший столько волнений в грузинском обществе, был решен. Но решен тайно и, похоже, не в пользу Грузии, ибо смиренные молитвы монахов вдруг нарушил громкий скандал. Восьмого марта глава Национального агентства охраны культурного наследия Николоз Вачеишвили в эфире телекомпании "Рустави-2" заявил, что священнослужители самовольно взялись за реабилитационные работы. За это он пригрозил монахом уголовной ответственностью.

Правительство Михаила Саакашвили уже, конечно, приучило грузинский народ к нападкам на православную церковь. Но такого позора, как суд над монахами за восстановительные работы, общество еще не видало.

На борьбу с произволом вышла радикальная оппозиция. Ее лидеры лично съездили на юго-восточные рубежи страны и разобрались в происходящем. Вернувшись в столицу, они обвинили власти Грузии в давлении на монахов, которых вынуждают приостановить реставрацию - но вовсе не из соображений сохранности святынь. Все дело в том, что уникальное поселение иноков стало жертвой торга с Азербайджаном, объяснил GeorgiaTimes лидер оппозиционного движения "Свободная Грузия" Каха Кукава.

- Этот монастырский комплекс в течение многих лет является предметом для дискуссий и дипломатического пограничного конфликта. Сейчас грузинские власти собираются передать бо́льшую часть этого памятника культуры, который не имеет ничего общего с азербайджанской историей, азербайджанскому государству в обмен на природный газ, - уверен оппозиционер. - Две недели тому назад министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили был на приеме у президента Азербайджана Алиева. Официально об этом визите для грузинской прессы ничего не сообщалось. Однако сразу после этого визита власти Грузии стали запрещать церковнослужителям, которые находятся на территории монастырского комплекса, проводить восстановительные работы. Вы знаете, что этот комплекс расположен в пустыне, и значительная его часть находится под землей и в скалах. И вот эти люди вместе с населением очищали кельи и маленькие церкви от завалов. Они не повиновались указаниям властей, и те обратились в прокуратуру. Из-за этого вспыхнул громкий скандал. Такого, чтобы духовных лиц вызывали в прокуратуру из-за восстановительных работ в монастырском комплексе, с римских времен не бывало ни в Грузии, ни, думаю, в каком-то другом государстве.

- Монахов арестовали?

- Нет. Министерство культуры лишь объявило о намерении передать дела в прокуратуру. Уже на следующее утро наша партия сделала заявление, и на третий день мы поехали в Гареджскую лавру. Поднялся большой шум. После этого чиновники перестали угрожать монахам. Там побывала наша партия "Свободная Грузия" с партнерами - "Грузинской партией", "Национальным форумом", организацией Эки Беселия. Мы объявили о своей политической поддержке местного населения и грузинского патриаршества, чтобы они продолжали там свою работу. Кроме того, мы собираемся в ближайшие недели организовать специальные слушания в тбилисском городском совете. Туда мы хотим пригласить представителей Министерства культуры и Министерства иностранных дел, чтобы они официально доложили нам, в чем заключается суть проблемы и какие у грузинского правительства есть предварительные договоренности с азербайджанскими властями.

- Восстановительные работы проводились на собственные деньги монастыря? Правительство на эти цели что-нибудь выделяло?

- Ничего правительство на это не тратит, и это актуальный вопрос, потому что комплекс Давида Гареджи - один из самых древних не только в Грузии, но, я думаю, и во всем регионе. Он был возведен еще в VI веке, и там есть иконы VII-VIII веков, которые сейчас находятся там в пустыне без всякого присмотра со стороны грузинских чиновников. Только патриархия и местное население о них заботятся. Один из вопросов, которые мы хотим задать Министерству культуры: когда оно тратит миллионы на разные концерты, приглашает итальянских певцов прошлого века, типа Тото Кутуньо, как можно, чтобы историческое и культурное наследие VI века оставалось только на содержании патриаршества?

Еще до того, как монахи сами взялись за восстановление монастырского комплекса, Национальное агентство по охране памятников признавало, что многие помещения вот-вот обрушатся, и восстановить фрески в них будет невозможно. Но правительство не нашло денежных средств и политической воли на спасение своей истории, а ЮНЕСКО, видимо, не может подключиться, пока не будут решены территориальный и исторический грузино-азербайджанские споры.

Осенью власти Грузии решили перенести портреты святого царя Давида Агмашенебели, святой царицы Тамары и ее сына Георгия Лаша из монастыря в Национальный музей. Фактически, этим решением Тбилиси дал Баку понять, что капитулирует перед его желанием удержать за собой стратегическую высоту, на которой расположен один из главных монастырей комплекса - лавра Давида. Долгое время после этого правительство Саакашвили опровергало свои намерения "сдать" святыню. Но давление на монахов говорит об обратном.