Мужчина и женщина

Саакашвили заходится от пиара на крови

Михаил Саакашвили становится все больше и больше становится похож на механическую куклу. Где бы он ни говорил, с кем бы он ни говорил, какова ни была бы подоплека разговора - Мишико любую беседу сводит к набору одних и тех же реплик. Складывается впечатление, что в спину грузинского президента вставлен ключ, который умелая рука время от времени заводит. И когда пружина натянута, лидер Сакартвело начинает выдавать до боли знакомые фразы. О грузинских реформах, успешном опыте развития страны, российской угрозе и многочисленных "учениках", жаждущих перенять сакральное знание стремительного развития. Причем, судя по всему, с точки зрения Саакашвили, рассказ о "достижениях" является ключом к решению абсолютно любой проблемы. Да чего уж там - ответом на всякий вопрос мироздания.

Ничем иным нельзя объяснить то, что, выступая в Исследовательском институте Брукинга (Brookings Institution) в США перед американскими экспертами и излагая им свою точку зрения касательно последних событий на Ближнем Востоке, Саакашвили в стотысячный раз повторил свою мантру про невероятные успехи Грузии. Эксперты, явно слушавшие его из вежливости, только зря потратили полчаса своей жизни. К счастью, регламент не позволил Михаилу Николозовичу дольше разливаться на любимую тему.

Впрочем, несколько раз Саакашвили оговаривался довольно близко к правде. Вероятно, это получалось у него случайно, можно сказать, вырывалось из самых глубин подсознательного, будь оно неладно... Мишико не часто балует своих слушателей честными речами, но его реплика, что ближневосточные восстания "вселяют страх в политиков" действительно близка к грузинской действительности. Занервничаешь тут, когда рушится режим за режимом, а в твоей собственной стране нет ничего, кроме хвастливой показухи.

"Сейчас, когда на Ближнем Востоке началась волна народных восстаний, все в оцепенении - политики, аналитики и авторы редакционных писем. После революций в Тунисе и Египте, у всех у нас появилось ощущение страха и неопределенности", - сказал Саакашвили.

Хотя, казалось бы, чего ему бояться? Если в стране все так, как постоянно описывает президент - люди должны носить его на руках и грудью заслонять от отщепенцев, желающих покуситься на народного избранника. И в такой же безопасности могут чувствовать себя все государственные эксперты и аналитики. Революции-то на пустом месте не вспыхивают. Судя по всему, Мишико действительно нервничает, вот и проговаривается так досадно. В конце концов, благодаря CNN всему миру известно, насколько не умеет держать себя в руках самый храбрый на свете президент.

Впрочем, Саакашвили довольно быстро вернулся на привычные рельсы, и дальше выступление покатилось, как по маслу. Арабские революции? Ерунда! Сейчас мы их живо научим, как дальше жить.

"У революций есть удивительная способность - менять не только те страны, где произошли революции, но и подталкивать остальных думать по-другому и заново формировать видение о мире в целом", - обрадовал банальностью своих слушателей Саакашвили. И сказал, что основная идея его выступления - поделиться с арабским миром опытом грузинской революции, чтобы те сделали для себя соответствующие выводы. И понеслось. Остается только уповать, что арабскому миру сейчас не до грузинского самопиара.

"Народная революция привела к власти молодую группу реформаторов, руководить которой выпало мне. Практически, нам пришлось строить страну заново, и мы сделали выбор в пользу радикального курса, который превращал нашу древнюю, но молодую независимую страну в лабораторию реформ в регионе... Мы рискнули и начали быстрый, всеобъемлющий процесс реформ. Мы не были ограничены догмами, тяжелым грузом бюрократии и группами интересов, имеющих влияние", - заливался президент Грузии.

Прекрасно, наверное, подумали про себя эксперты, но при чем тут Ближний Восток, где события ничуть не напоминают грузинский сценарий? И каждый ли народ согласится на то, чтобы быть подопытными мышами в подобной, с позволения сказать, "лаборатории"? Одна только эта фраза до обидного полно раскрывает, как на самом деле Саакашвили относится к населению "древней, но молодой" страны, над которым "молодые реформаторы" принялись ставить политические эксперименты. Кто ж мышей считает? Сдохнут - туда им и дорога, для исследования любой результат пригоден.

"Все, кто впервые приезжает в Грузию, удивляются возрасту наших министров и высших чиновников правительства. Фактически нашей страной правят люди в возрасте 30 лет, а в парламенте есть и молодые люди в возрасте 20 лет", - подивил Саакашвили экспертов. Тут и возразить-то нечего: ноу-хау в чистом виде. Ни в одной стране мира место в парламенте не является альтернативой высшему образованию, что верно, то верно. В этом смысле Грузия действительно впереди планеты всей.

"Во враждебном геополитическом положении на нас ежедневно возлагалась ответственность, к нашей двери все больше приближалась ревизионистская Россия", - вспомнил Мишико. Без России Саакашвили просто никуда. Упоминание любимого врага входит в обязательный минимум всех его речей. Хотя Россия пальцем не трогала Грузию до тех пор, пока Цхинвал не попал под обстрел грузинских "ГРАДов", да и после окончания молниеносной августовской войны не больно-то глядит в сторону Тбилиси. Но смириться с тем, что могучему соседу Грузия попросту неинтересна, Саакашвили, конечно, не может.

"Успех не был достигнут во всем - были серьезные недостатки и много ошибок", - пококетничал грузинский президент. Неискренность подобного признания подчеркнула следующая его фраза: "Но сегодня те, кто создают политику в регионе и формируют общественное мнение, как ни удивительно, в том числе даже русские, приезжают в Грузию для того, чтобы познакомиться с новыми идеями для решения старых проблем".

И, как обычно - никакой конкретики, никаких точных данных, никаких имен. Кто из влиятельных русских, имеющих власть "решать старые проблемы новыми идеями", ездил в Тбилиси? Судя по всему, они очень просили сохранить их инкогнито - иначе почему бы не назвать их поименно? Ведь не имеет же Саакашвили в виду экс-шахматиста и оппозиционера Гарри Каспарова. Какие именно серьезные недостатки и ошибки допущены при рисковых реформах? Саакашвили некогда останавливаться на этих несущественных мелочах. А то, того и гляди, заскучавшие эксперты поинтересуются - что он сделал для исправления ошибок и какие последствия эти политические оплошности имели для страны.

Далее речь президента Грузии все больше напоминала глянцевый рекламный буклет. Там было и про стремительность экономического роста - невероятном ноу-хау Сакартвело, где подавляющее большинство населения сидит без работы. И про благоприятный инвестиционный климат - абсолютно не интересный заграничным партнерам. Хотя Саакашвили и упирал на то, что движущая сила грузинской экономики - это иностранные вложения. То-то с экономикой в стране полный швах: Вера Кобалия который месяц катается по всему миру, правда, без особого успеха.

Какое отношение вся сказанная Мишико белиберда имеет к Ближнему Востоку? Там тяжело, там льется кровь и вот-вот грянет полномасштабная война. А грузинский президент, как забавный попугайчик, талдычит и талдычит свое.

Судя по всему, Саакашвили даже не понимает, насколько смешным и кукольным он выглядит со своими советами. Весь мир знает, как Грузия кормится со стола США и Европы. Что - этот опыт нужно перенимать арабскому миру? Учиться у Мишико делать свою страну побирушкой у всего света? Спасибо, сказали бы ближневосточные лидеры, если бы у них было время и желание отвечать Саакашвили, мы как-нибудь сами разберемся. Не повисая на игле иностранных дотаций и не выставляя себя на всемирный позор.