Мужчина и женщина

Саакашвили утопил истину в вине

Поводом для очередного проявления недовольства Тбилиси послужило заявление главного санитарного врача России Геннадия Онищенко. Глава Роспотребнадзора подчеркнул, что Дорогомиловский и Черемушкинский рынки столицы могут быть закрыты из-за того, что там продается вода "Боржоми", привезенная из Грузии через Белоруссию. Более того, Онищенко сообщил, что грузинская минералка, импорт которой на территорию РФ запрещен с 2006 года, поступает на продажу в промышленном масштабе. Партии "Боржоми" обнаружены в нескольких регионах страны, пишет "Кавказский Узел".

В ответ МИД Грузии выступил с гневной тирадой, общей смысл которой примерно таков: у официального Тбилиси нет никакой мотивации или интереса для того, чтобы продукция Сакартвело попадала на российскую территорию. Вместе с тем, замглавы внешнеполитического ведомства республики Нино Каландадзе заявила, что Россия не может контролировать свои границы так, чтобы контрабандная продукция не поступала на ее рынок, и что это - исключительно проблема РФ.

Позиция Тбилиси, мягко говоря, удивляет. Вместо того чтобы начать переговоры, Грузия продолжает "огрызаться" в ответ на обоснованные претензии Москвы. А ведь возможность договориться и поправить положение дел в бедствующей экономике у властей Сакартвело сейчас действительно есть. Как известно, еще в марте Геннадий Онищенко не исключил отмены эмбарго в отношении кавказской республики. "Если будет импульс от ассоциативных организаций грузинского бизнеса, мы готовы рассматривать этот вопрос, но критерий один - качество", - подчеркнул он, оговорившись, что сначала российские специалисты должны оценить предприятия и провести лабораторный контроль продукции.

Затем уже МИД России проинформировал своих коллег о том, что при условии соблюдения правил оформления необходимых сертификатов Москва на временной основе готова предоставить грузинским товарам прежний режим преференции. Вместе с тем, на Смоленской площади посчитали необходимым уже в ближайшее время начать двусторонние переговоры по этому вопросу. "Вследствие выхода Грузии из СНГ, целый ряд документов о многостороннем сотрудничестве прекратил свое действие для этой страны. Исходя из интересов развития взаимной торговли и идя навстречу обращениям грузинской стороны, российские ведомства разработали позицию, позволяющую найти выход из сложившейся ситуации", - отметили российские дипломаты, добавив при этом, что Россия и впредь, проявляя добрую волю, собираются конструктивно рассматривать вопросы отношений с Грузией, имеющие конкретное практическое значение.

Что ж, в Грузии, похоже, рассматривать вопросы конструктивно попросту разучились. Не так давно лидер страны Михаил Саакашвили заявил, что в республике "нет достаточного количества вина, чтобы продавать его в Россию". Однако вскоре, как ни странно, замминистра экономики и устойчивого развития Арчил Кекелия сообщил - в течение ближайших двух лет Тбилиси должен увеличить экспорт "Саперави", "Хванчкары" и "Киндзмараули" до двух миллионов литров, да не куда-нибудь, а в Китай!

Не возникает никаких сомнений в том, что заменить российский рынок у Грузии не получится. На то есть объективные показатели: по данным грузинских СМИ, если в 2006 году экспорт вина составил 60 миллионов бутылок, то за 2009 год эта цифра упала почти в четыре раза. Вместе с тем, заявления Михаила Николаевича о "дефиците" критикует не только местная оппозиция, но и сами виноделы. По словам одного из них, Мухрана Георбелидзе, крайне глупо утверждать, что в Грузии не хватает вина для экспорта в соседнюю страну. "У нас вина более чем достаточно, - приводит его слова "Грузия и мир". - После наложения эмбарго наши компании не знают, куда деть 80 процентов нереализованного вина". Оппозиция, со своей стороны, говорит, что после того, как Россия запретила ввоз продукции из Сакартвело, у местных заводов возникли серьезные проблемы. Одни предприятия работают не на полную мощность, другие вовсе закрылись, и лишь немногие имеют контракты на вывоз винной продукции за границу.

К сожалению, упрямство грузинских властей не имеет границ. Как показывает практика, гордыня представителей режима Саакашвили может оказаться даже выше национальных интересов. Безусловно, в Минэкономразвития республики могут сколь угодно долго рассуждать о потенциальных импортерах, но заводы будут закрываться, а вино - лежать в погребах в ожидании лучших времен. И мудрых правителей.