Мужчина и женщина

Тернистый путь грузинского олигарха

Владелец компании Magticom - до сих пор крупнейшего в Грузии оператора сотовой связи - при других обстоятельствах мог стать богатейшим человеком в стране. Даже богаче Бидзины Иванишвили, самого состоятельного грузина планеты. Он родился в зажиточной сухумской семье в год смерти Сталина, учился в Тбилиси, закончил аспирантуру в Москве. Занялся, как бы сейчас сказали, IT-бизнесом еще в те времена, когда редкий грузин мог выговорить слово "компьютер". Но самый выигрышный шаг Джохтаберидзе сделал, женившись на Манане Шеварднадзе - понятно чьей дочке. Такому зятю не составило труда в смутном 1996 году, когда вся Грузия утопала в потемках, а по дорогам разъезжали мародеры, основать компанию MagtiCom и заняться мобильной связью.

Но судьба, всегда столь благосклонная к нему, однажды вдруг не оправдала возложенных на нее надежд. В 2004 году к власти в Грузии пришла команда молодых "революционеров" и сбросила тестя Джохтаберидзе с пьедестала. Всемогущий "Белый лис" Шеварднадзе в одночасье стал никем. У его зятя, конечно, остался самый прибыльный в Грузии бизнес и куча денег. Но в это самое время младореволюционеры вспомнили, что к власти-то пришли с пустой казной.

В общем, слишком поздно Гия Джохтаберидзе купил билеты на рейс в Париж. Новые правители уже успели догадаться, у кого именно лучше всего "попросить" наличные. С трапа самолета бизнесмена снимали полицейские - под прицелом камер всех грузинских телеканалов. Джохтаберидзе сел в тюрьму за неуплату налогов, и его жене пришлось уплатить за освобождение супруга пятнадцать с половиной миллионов долларов. Из этой передряги бизнесмен, безусловно, извлек очень полезный урок. Во всяком случае, сегодня оператор сотовой связи Magti процветает и является крупнейшим в стране. А ее владелец с миллиардом долларов в кармане попал в первую сотню богатейших людей СНГ.

В Грузии существуют свои рейтинги местных богачей, и в них довольно много широко известных за пределами страны людей. Но нигде вы не найдете упоминания об Александре Джапаридзе. А между тем журнал Forbes оценивает его капитал в 2,1 миллиарда долларов, присуждая бизнесмену 45-е место в списке миллиардеров России и 564-е по миру в целом.

Строго говоря, Джапаридзе не является грузинским бизнесменом. И дело даже не том, что весь его капитал размещен в России, как, например, и у Иванишвили. Просто этот олигарх родился в Махачкале, а в Сакартвело никогда не жил. Поэтому его путь к успеху, в чем-то схожий с историей нашего первого героя, существенно от нее же отличается: ведь Джапаридзе жил в громадной России, где при наличии мозгов заработать деньги было куда легче. А в маленькой Грузии, чтобы совершить рывок в будущее, даже очень толковому аспиранту Гие Джохтаберидзе пришлось строить карьеру так, как это принято на Кавказе - через родственные связи.

Так вот, вернемся к Александру Джапаридзе. В юности он грезил математикой и закономерно возмечтал поступить на физмат МГУ. Но вступительные экзамены провалил - наверное, и к лучшему. Гуляя по широким проспектам российской столицы, он набрел на здание с табличкой "Институт нефтехимической и газовой промышленности". Прочел и вспомнил отца своей девушки - нефтяника, обеспечившего дочку брильянтовыми серьгами, по тем временам неслыханно дорогими. Так и пришла к юному Саше мысль податься в энергетику. На сегодня он - владелец самой крупной доли в компании "Евразия", которая контролирует около 20 процентов рынка бурения в Западной Сибири, на Урале, Каспии и в Казахстане. Среди его клиентов - "Роснефть", "Газпромнефть" и много других известных фирм.

Но интереснее в троице грузин-толстосумов выглядит Бидзина Иванишвили, этакий грузинский Форд. Он на три года младше Джохтаберидзе и на год младше Джапаридзе, родился не в богатой семье у моря, а в самой что ни на есть дыре - селе Чорвила неподалеку от промышленного города Чиатура. У большинства его сверстников, выросших в этих вечно депрессивных местах, был только один путь - под землю, на шахты в близлежащие пыльные и беспросветные городишки Сачхере, Чиатуру и Ткибули.

Но Иванишвили по проторенной дорожке не пошел. Он отправился в Тбилиси и там устроился работать сначала уборщиком, потом подсобным рабочим, а вскоре и шлифовальщиком. Родители, раз в месяц приезжавшие из деревни подкормить полуголодного сына, буквально силком тащили его на вокзал, пытались забрать домой, где всегда было что поесть и чем заняться по хозяйству. Но у юноши были совсем другие планы: он закончил Тбилисский государственный университет, стал кандидатом экономических наук и со временем умудрился монетизировать весь накопленный жизненный опыт. Хватило на четыре миллиарда долларов с лишком, если верить Forbes. Теперь в его активе банк "Российский кредит", фармацевтическая компания "Доктор Столетов", группа компаний "Уникор" и доли в других разных компаниях. Только вот к Грузии они никакого отношения уже не имеют.