Мужчина и женщина

Кровавая граница Сакартвело

Все произошло вчера в районе восьми утра. Это западный участок границы Южной Осетии, где югоосетинский район Квайса соседствует с Сачхерским районом Грузии. Собственно, тяжело раненый грузинский подросток Шота Ломсадзе и живет в приграничном селе Человани. Там же проживают и другие молодые люди, которые, по информации грузинских СМИ, собирали съедобные растения в ближайшем лесу.

По версии грузинской стороны, под обстрел попали мирные сельчане, собиравшие траву под названием джонджоли, из которой готовится соление. По версии осетинской, стрельба началась со стороны Грузии. КГБ Южной Осетии по поводу вчерашних событий распространил специальное заявление, в котором говорится, что границу незаконно пересекла группа неизвестных людей. Их задержали. Однако через некоторое время со стороны Грузии по пограничникам был открыт огонь. Осетины начали ответную стрельбу, после чего нападавшие рассеялись по лесу и ушли назад, в сторону Грузии.

17-летнего жителя Сачхерского района Грузии Шоту Ломсадзе перевезли в Тбилиси для проведения неотложной операции. У него два сквозных ранения в области живота и груди. Были задеты внутренние органы.

Выяснять, кто первый открыл огонь, наверняка будут на ближайшей встрече по превенции инцидентов, которые регулярно проходят на грузино-осетинской границе. Но факт остается фактом - люди, живущие по обеим сторонам границы, по-прежнему находятся в опасности.

В Тбилиси могут признавать или не признавать наличие государственной границы с Южной Осетией, но от этого она никуда не денется. Формально ее линию провели еще много десятилетий назад, когда определяли границы Юго-Осетинской автономной области. Но тогда, по понятным причинам, никто не чертил пограничную линию на местности. А теперь граница проходит если и не прямо по территории сел и деревень, то в местах, где местное население ведет хозяйственную деятельность. Тот же лес в районе села Человани, где произошел последний инцидент, сегодня кормит многих местных жителей. Весной здесь собирают травы, летом - ягоды, а осенью грибы. Все это вывозится на продажу, и для многих эти грибы-ягоды являются единственным источником дохода. В другой части, в Ленингорском районе, лесов мало, зато есть поля. С обеих сторон границы их активно обрабатывают местные жители. Пока никто из них не знает, где заканчивается осетинская часть кукурузного поля и начинается грузинская. Кстати, в Лениногорском районе через границу проходит множество проселочных дорог, которыми пользуется население, и потому подобные инциденты чаще происходят именно тут.

А в горах с западной стороны границы - дремучие и дикие места. Здесь проще встретить медведя, чем человека. И инциденты, подобные вчерашнему, происходят редко. Последний был в 2009 году. Но тогда обошлось без стрельбы. А задержанные осетинскими пограничниками местные жители были отпущены домой.

"Человеческий фактор" - один из главных во время переговоров грузинской и осетинской сторон при посредничестве России и Евросоюза. Существует соглашение, согласно которому, в случае непреднамеренного пересечения границы местными жителями, их нельзя задерживать, тем более - открывать по ним огонь. Их должны предупреждать и отпускать. Но в этот раз все получилось по-другому. Стрелять начали с грузинской стороны, и ни в чем не повинный человек едва не погиб.

Формально местным жителям - осетинам или грузинам - при случайном переходе границы ничего не должно угрожать. Но на практике так происходит не всегда. Всем памятна история жителя Северной Осетии Бориса Галабаева, который рисковал остаться в грузинской тюрьме на много лет. Водителя-дальнобойщика поймали недалеко от границы Южной Осетии и осудили на восемь лет. Но просидел он всего восемь месяцев. Его история попала в СМИ, а затем и в официальную повестку дня различных переговоров, и даже стала одной из тем встречи президента России Дмитрия Медведева с верховным комиссаром ОБСЕ по правам человека Томасом Хаммарбергом. Дальнобойщик вернулся в родной Владикавказ только после того, как признал свою вину и выплатил штраф в размере 200 лари.

В Южной Осетии проводят демаркацию границы. Она тоже не проходит без инцидентов. Несколько месяцев назад жители приграничной деревни были возмущены тем, что осетины возводят пограничные столбы почти у их домов. По их мнению, поле, которое таким образом осталось на осетинской стороне, принадлежит их селу, а значит - Грузии. Впрочем, официальный Тбилиси границу с Южной Осетией, как и саму республику, не признает. Поэтому в работах по демаркации, несмотря на настойчивые приглашения из Цхинвала, не участвует.

Когда работы по демаркации на равнине завершатся, станет понятно, где заканчивается территория одной страны и начинается территория другой. Но в горной части к обустройству границы еще пока не приступали. Поэтому вчерашний инцидент, скорее всего, не последний.