Мужчина и женщина

Мишико зовет Батьку в поход

"В Грузии созданы свободные экономические зоны, которые предлагают инвесторам наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса, - цитирует "Бизнес-Грузия" посла Сакартвело в Белоруссии Георгия Чхеидзе. - Свободная экономическая зона Грузии предусматривает и развитие туристической инфраструктуры. Эта сфера может представлять интерес для белорусского бизнеса". Вместе с тем, дипломат заметил, что перспективы есть и у горного туризма, где Минск также может принять участие, занявшись строительством спортивных баз.

По словам Чхеидзе, у Белоруссии и Грузии много направлений, где страны имеют большой потенциал для дальнейшей реализации. Он напомнил, что за прошлый год товарооборот между Минском и Тбилиси увеличился на 40 процентов и составил почти 60 миллионов долларов. "На белорусском рынке пользуются спросом грузинские вина и виноматериалы, минеральная вода, безалкогольные напитки и продукция, - сказал Чхеидзе. - В Грузии также завоевали популярность товары, производимые в Белоруссии, и грузинский потребитель хорошо знаком с их высоким качеством".

Хоть посол и говорит о том, что у стран есть обоюдное стремление к налаживанию и расширению сотрудничества, подоплека тут предельно ясна. Грузии как воздух нужны инвестиции. В условиях политической нестабильности и, скажем так, не самой привлекательной экономической модели, Тбилиси не может рассчитывать на серьезные вложения из стран Западной Европы. Лишь государства бывшего СССР могут хотя бы отчасти заполнить тот вакуум, который произошел после потери для Грузии российского рынка. То же самое можно сказать и о рекреационной сфере. Согласитесь, вряд ли те же итальянцы или французы толпами ринутся на грузинские курорты, которые с упорством рекламирует министр экономики Вероника Кобалия. Поэтому основные надежды связываются именно с туристами из постсоветских республик. Другой вопрос, насколько заинтересованы в развитии подобных связей в Минске. Ведь белорусам предлагают не просто отдыхать в Сакартвело, но и заниматься совместным строительством курортов.

За последние годы отношения между Минском и Тбилиси пережили как взлеты, так и падения. В 2005 году белорусский лидер Александр Лукашенко говорил о введении в отношении Грузии визового режима. Батька объяснил необходимость столь решительного шага борьбой с организованной преступностью, поскольку в то время грузинский криминальный мир активно использовал Белоруссию в качестве канала проникновения на территорию России.

Спустя два года Лукашенко уже заявлял о твердом намерении восстановить отношения с Грузией и вывести их на более высокий уровень. "Мы настроены на добрые взаимоотношения с грузинскими товарищами, рассчитываем приумножить их и сделать более высокими по сравнению с советским периодом", - говорил он. Более того, президент Белоруссии тогда выразил удовлетворение тем, что появилась возможность подвести черту "под периодом хаоса, неразберихи" и определить двусторонние отношения между странами.

Что ж, за последнее время Минску и Тбилиси действительно удалось увеличить товарооборот, но разве это может гарантировать грузинской стороне инвестиции из Белоруссии?

В беседе с корреспондентом GeorgiaTimes доцент кафедры политической теории МГИМО, член совета Ассоциации политических экспертов и консультантов Кирилл Коктыш заметил, что сейчас Минск абсолютно ни во что не готов вкладывать деньги. "Он сам рассчитывает на капиталовложения из Грузии, - говорит эксперт. - Сейчас Белоруссия выражает желание сотрудничать с кем угодно по поводу чего угодно, лишь бы за это заплатили. Я полагаю, что у Грузии аналогичные ожидания и установки в отношении партнерства. Если вспомнить те события, которые сейчас разворачиваются в Тбилиси, то можно сказать, что там все совсем экономически неблагополучно. Поэтому, думаю, подобные приглашения к партнерству останутся на уровне деклараций, как это обычно и бывает между восточноевропейскими странами".

Говоря о повышении товарооборота между двумя государствами, наш собеседник отметил, что Минск интересен для Тбилиси как "ворота в Россию", учитывая отсутствие таможенного пространства с РФ. "Но сейчас трудно сказать, выдержит ли торговля между Грузией и Белоруссией, во-первых, испытание гиперинфляцией, которая сейчас началась. А, во-вторых, можно вспомнить о возможности введения Минском визового режима для Грузии".

Действительно, то ли в Тбилиси еще не слышали о грянувшей белорусской девальвации, то ли стараются подобными приглашениями к сотрудничеству подержать партнеров из Минска. Но это, скорее, пока напоминает какую-то издевку.