Мужчина и женщина

Кобалия хочет захомутать "Викинга"

В 2009 году Европейская комиссия по транспортным перевозкам признала проект "Викинг" лучшей европейской программой по организации международных перевозок грузов. При этом награду за наиболее эффективную работу по организации комбинированных перевозок получили три железнодорожные администрации-участницы проекта - Белорусская железная дорога, "Литовские железные дороги" и Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины. Такой выбор означал, что континентальное сообщество уделяет особое внимание развитию грузовых перевозок в восточно-европейском секторе, высоко оценивая как результативность и потенциал контейнерных и контрейлерных поставок в регионе, так и успешность сотрудничества железнодорожников трех стран.

Видимо, этим фактором и прельстилась Грузия, чтобы стать ну хоть немного ближе к ЕС. Раз интеграция в евроатлантические структуры становится чем-то из области фантастики, то транзитные перевозки через грузинскую территорию - хороший способ подбросить деньжат в экономику кавказской республики, а также еще больше сблизиться с партнерами. Ведь участники "Викинга", Белоруссия и Украина, в последнее время несколько охладели к Михаилу Саакашвили. Немудрено, что он мечтает прибиться к транспортному коридору, который Запад упоенно выстраивает близ юго-западных границ РФ, чтобы составить конкуренцию трансроссийскому Север-Юг.

Как бы то ни было, Грузия может стать первой из стран Южного Кавказа, которая согласится на участие в транспортном проекте. Киев и Вильнюс неоднократно предлагали Баку и Анкаре влиться в их ряды, но прошло уже три года, а воз и ныне там. Украинский премьер-министр Николай Азаров в феврале текущего года предпринял очередную попытку по обольщению Азербайджана, чтобы через него продлить маршрут до Казахстана, Туркменистана и других стран Центральной Азии. После того как Литва стала полноправным членом Европейского союза, был введен ряд ограничений, связанных с объемами перевозок, и отныне уровень загрузки не превышает даже четверти от запланированного. Представители литовской ассоциации логистики предлагали рассмотреть возможность выделения земли для учреждения логистических центров на казахской территории, однако глава транспортного ведомства Абельгази Кусаинов осторожно ответил, что сотрудничество двух стран имеет некие точки соприкосновения, да и только. Баку и вовсе ограничился многозначительным молчанием.

Анкару соблазняют иным путем - историческим, выпячивая на первый план турецкие империалистические амбиции. Цимус в том, что если Турция согласится участвовать в "Викинге", то мигом превратится в первый коммуникационный проект в меридиональном направлении. К нему смогут подключиться и другие страны, пользующиеся транзитом через территорию республики до портов Самсун, Трабзон и Стамбул - важных транзитных окон для товаров, идущих из Ирана, Ирака, Туркменистана, Азербайджана, а также поступающих в эти страны.

Получается, фактически жизнеспособность "Викинга" зависит от Анкары, но отсутствие политических отношений с Арменией и ее экономическая блокада со стороны Турции не позволяет другим участникам полноценно реализовать проект. Они хотят использовать Ереван для доступа к западно- и североевропейскому рынкам в обход Российской Федерации, но армянское руководство весьма неуступчиво, когда дело касается ее стратегического союзника. В свете таких событий вовсе неудивительно, что Грузия желает стать хорошей сразу для всех и спешит прыгнуть в этот транзитный поезд. Если железная дорога Баку - Тбилиси - Карс все же будет выстроена, то Сакартвело придется обратиться в посредника по вовлечению своих соседей. И таким образом якобы утереть нос Москве.

Вот только на данный момент выгода от международного транспортного коридора сомнительна - неоднократная перегрузка товаров на различные виды транспорта и продление маршрутов на дальние расстояния пока грозит для бизнеса только увеличением расходов. И "Викинг" рискует разделить судьбу проектов AGRI и альтернативного газопровода Nabucco.