Мужчина и женщина

"Палитра медиа": свобода не каждого слова

Грузинский холдинг "Палитра медиа" попал под прессинг властей. Служба доходов начала внезапную проверку гиганта, опечатав издательства книг, а также склады типографических и полиграфических материалов, входящих в его структуру. Реализация тиража многих газет и журналов оказалась под угрозой. Так Минфин напоминает грузинским СМИ: поддержка оппозиционеров и освещение акций протеста может обернуться не только серьезными штрафами, но и прикрытием изданий. Агентство GHN, телекомпания "Триалети" и радио "Эрети" выразили поддержку опальным журналистам. Градус электорального протеста повышается. Как поведет себя действующий режим? И действительно ли он способен раскрутить репрессивный аппарат на полную катушку?

Автократический режим под маской демократии показал себя во всей красе 26 мая, когда попытался справиться с безоружными демонстрантами при помощи резиновых пуль, водометов и слезоточивого газа. Это событие освещали многие средства массовой информации, в том числе и холдинг "Медиа палитра". Неприкосновенность журналиста, которая помогает во многих случаях предоставить общественности объективную картину происходящего, была попрана именно тогда, когда Михаил Саакашвили осознал - дальше "оболванивать" собственных граждан ему будет все труднее.

Градус электорального протеста повышается, но полицейские, столь щедро одаренные президентом, верны ему, как голодные собаки. Унижение "недовольных" - тоже часть их работы, но на улицах. На более высоком уровне лидер кавказской республики предпочитает действовать через иные структуры - Министерство финансов и входящую в него Службу доходов. Она и начала 7 июня внеплановую проверку всех структур холдинга "Медиа палитра".

Сказать, что сотрудники озадачены подобным положением вещей, значит, серьезно преуменьшить масштаб события. За шестнадцать лет существования компании не было ни единого случая подобной проверки, а сейчас "шерстят" все структуры, которые относятся к финансовому обеспечению. Основатель Гога Тевдорашвили озадаченно разводит руками: если наказывают за информацию, то почему ведется налоговый аудит? Получается, что Михаил Николозович и его сторонники раскрутили репрессивный аппарат на полную катушку и задействовали новый экономический рычаг, с помощью которого планомерно осуществляют жесткую цензуру.

Репортаж из Тбилиси: опасен для жизни

Коллеги "Медиа палитры" - агентство GHN, телекомпания "Триалети", радио "Эрети", газеты "Грузия и мир" и "Гурия ньюс" - поддержали опальный холдинг и устроили акцию протеста против произвола грузинских властей. Журналисты недоумевают, почему вместо того, чтобы расследовать случаи ущемления прав сотрудников СМИ во время разгона акции 26 мая, власти нагрянули в холдинг с финансовой проверкой? Кстати, подобный случай произошел и в 2007 году, когда телекомпания "Имеди" подверглась унизительному вторжению отряда специального назначения силовых структур МВД.

Оппозиционеры также предприняли попытку вступиться за журналистов. "Мне известно, как входит служба доходов в ту или иную организацию и оформляет беззаконие. Это происходит в том случае, когда организация говорит правду, и не соглашается с позицией властей. Если мы не возвысим голос, то давление на медиа будет продолжено", - заявила Нино Бурджанадзе на акции солидарности представителей грузинских СМИ, проходящей у здания "Палитра медиа" в Тбилиси. За ней подтянулись "Грузинская партия", "Путь Грузии" и "Новые правые", которые обвинили Михаила Саакашвили в попытке шантажировать одну из самых влиятельных компаний в кавказской республике. Все они требуют прекратить беззаконие, царящее в стране. Но сдается, что толку от подобных протестов, как от козла - молока.

Очевидно одно. Борьба за свободу слова в Грузии переходит в стадию ожесточенного противостояния между храбрыми журналистами и трусливым грузинским правительством. Вот только, несмотря на то, что совет Хартии журналисткой этики обратился к дипломатическому корпусу и международным организациям с просьбой не ослаблять внимания к происходящему, вряд ли дело сдвинется с мертвой точки. В действительности шансов спастись от преследования в полицейском государстве не больше, чем в концлагере. Призыв грузинских СМИ не слышит никто - он тонет в звуках выстрелов. Журналистам приходится сбиваться в стайки, как пугливым птицам. В противном случае завтра каждый из них рискует стать объектом направленной против гласа демократии карательной операции.