Мужчина и женщина

Операция "дегрузинизация" началась

Грузия готова начать выдавать своим гражданам биометрические паспорта. Это, конечно, удобно и современно. А главное, это одно из требований Евросоюза, соблюдение которого значительно облегчит процесс получения Шенгенских виз гражданами Грузии.
Но тут выяснилось, что древние грузинские имена и фамилии, в большинстве случаев, слишком длинные. Дело в том, что пращуры современных грузин, придумывая их, меньше всего ориентировались на лаконичность, а биометрических паспортов даже во сне не видели. В их фамилиях отображена безбрежная даль высоких гор, переливы птиц в летнем лесу, несмолкающий шум горной реки, наконец. Любил, например, ровесник Шота Руставели слушать дивных птиц в том самом лесу, на месте которого сейчас вырос город Тбилиси, и все его потомки имеют фамилию, связанную с пением птиц. Другой предок любил охотиться в том же лесу на тигров, водившихся в те времена в огромном количестве, и своим потомкам дал фамилию, благодаря которой они помнят об этом и гордятся подвигами великого прадеда. Был когда-нибудь некий Автандил борцом ("палавани") - так появилась фамилия Палаванишвили. И это было не просто историей - это гордость рода, его традиции и мощь. Предками у грузин всегда было принято гордиться. Их портреты обычно рисовали, основываясь на смутных воспоминаниях прабабушки, а потом вешали на стену.
Как правило, чем длиннее фамилия, тем она породистей. Чем изящнее она была, тем больше в ней княжеских корней. Именно поэтому сегодня в Грузии так много Шатберашвили или Каландаришвили.
И вот теперь по святая святых - древним грузинским фамилиям - цивилизация наносит такой удар ниже пояса. Это не просто техническое сокращение, это настоящая революция имен. Вместо Шатберашвили будет, видимо, что-то типа "Шатбера". Если удлинить последний звук "а", то получится название какого-то французского вина.
Впрочем, менять фамилию никого не заставляют. Просто в биометрических паспортах имена и фамилии лишатся нескольких последних букв. Вместо них будет стоять точка - показатель того, что фамилия была сокращена.
Кажется, всего лишь формальность. Но ведь следующие поколения грузин, те самые счастливые обладатели биометрических паспортов, легко привыкнут к новым правилам написания своих фамилий, и все потомки писателя Чабуа Амирэджиби будут носить фамилию Амирэдж, подобно неграм из Кении, или еще хуже - Амир, подобно арабам из Египта.
Надо думать, что националистичная грузинская оппозиция просто обязана возмутиться. Как теперь будет жить лидер Лейбористской партии Шалва Натела, бывший Нателашвили? Чтобы сохранить память о предках, он должен отказаться от биометрического паспорта.
Нововведение касается, кстати, и имен - их тоже надо сокращать, если они чрезмерно длинные. Не уточняется, к сожалению, критическая длина имени. Например, такое распространенное в Грузии имя, как Вахтанг, попадет в паспорт полностью или без каких-нибудь букв?
Есть в этом какое-то уродство. Представим себе, что человека с таким обычным для Грузии именем, как Теймураз Тавдгиридзе, по паспорту будут звать Тейм Тавд. Нет, это уже будет не грузин.
Приказ министерства юстиции о сокращении имен и фамилий в биометрических паспортах нанес и еще один удар по грузинскому менталитету. Вы когда-нибудь смотрели репортаж о похоронах на грузинском телевидении? Так вот, эта информация очень важна для жителей всех кавказских стран и является самым рейтинговым проектом любого местного телеканала. В Абхазии вещание национального телеканала вообще начинается с похоронных сообщений. Когда сообщают о смерти мужчины, то, как правило, выясняется, что носил он два имени. Например, Гурам (Татука) Бакрадзе. Чаще всего это касается и женщин. Например, Ламара (Кукла)... Поскольку многих людей в реальной жизни знают именно под такими именами-кличками, то они умудрялись заносить эти клички и в паспорт. И как им теперь быть? Второе имя отпадет по умолчанию.
Но это только полбеды. Очень многие грузинские женщины носят две фамилии, а иногда и три. Одна из них - фамилия от рождения, вторая - после замужества, ну и изредка третья, если замужество не одно. И это не просто правило хорошего тона - сохранять все фамилии, какие пришлось носить при жизни. Это тоже традиция, корни которой уходят вглубь веков. Женщина, если она происходит из благородной семьи, обязательно должна сохранить фамилию и после замужества, чтобы никто не забыл, каких она кровей.
А теперь, если этой женщине нужен биометрический паспорт, ей придется делать тяжелый выбор, возможно, самый тяжелый в ее жизни - отказаться от своих корней.
Во всем мире грузин легко узнаваем благодаря своей эксклюзивно звучащей фамилии. Теперь же простая инструкция министерства юстиции стала бомбой замедленного действия для самого святого, что есть у грузинского народа - для его прошлого. Это самая настоящая "дегрузинизация", скажут скоро лейбористы. Ну а внешний мир будет привыкать называть президента Грузии не Михаилом Саакашвили, а Михой Саакой. Что же, и в этом есть свой эксклюзив.