Мужчина и женщина

Наследство Бадри поровну не делится

Со стороны семьи соглашение подписала жена Патаркацишвили Инна Гудавадзе, а также его дочь и мать. Со стороны министерства юстиции - заместитель министра Тина Бурджалиани.

Суть соглашения в том, что семья отказывается от претензий к государству в международном арбитражном суде. Из текста мировой понятно, на какие уступки собираются пойти родственники Патаркацишвили. Они прекращают два имущественных спора: один - по поводу парка Мтацминда в Тбилиси, второй - относительно телекомпании "Имеди" , владельцем которой и был Бадри Патаркацишвили до того, как ее у него отняли грузинские власти.

Получают они при этом весьма туманные дивиденды. Они смогут "продолжить коммерческую и гуманитарную деятельность в Грузии", правда, непонятно, какую конкретно. Значит, надо полагать, до сих пор им было запрещено жить и работать на родине.

Бадри Патаркацишвили умер в феврале 2008 года в Лондоне, по официальной версии - от сердечного приступа. Впрочем, многие усомнились в том, что смерть олигарха действительно наступила от инфаркта. Бывший шеф грузинских спецслужб Игорь Гиоргадзе вообще убежден, что было совершено убийство, заказчиком которого являлось высшее руководство Грузии. У Патаркацишвили сложились непростые отношения с властями Сакартвело, потому бизнесмен и начал активно финансировать оппозицию и щедро оплачивать "подрывную" деятельность главного оппозиционного рупора - телеканала "Имеди". И телевидение у него начали отнимать, кстати, задолго до его странной кончины.

В Грузии нельзя исключить любых сценариев, и ловко организованного убийства в том числе. И дальнейшая судьба телеканала, который теперь является вестником успехов режима Саакашвили, в определенном смысле - косвенное доказательство заговора, в результате которого и был убит Патаркацишвили.

Кстати, "Имеди" и был основным предметом спора между семьей и властями Грузии. Контроль над каналом является принципиально важным для официального Тбилиси.

Впрочем, и без грузинских властей семье Бадри Патаркацишвили есть с кем судиться. Просто родственники олигарха смирились с тем, что телевидение им не вернуть.

Вокруг "Имеди" действительно была провернута классическая рейдерская схема, которую было бы невозможно осуществить, если бы Патаркацишвили остался в живых.

Едва он умер, как появилось несколько версий его завещания. Согласно одной из них, распорядителем всего имущества предпринимателя стал американец грузинского происхождения Джозеф Кей (Иосиф Какашвили). С этим категорически не согласилась семья олигарха, и теперь уже несколько лет по всему миру идут судебные процессы. Тем временем, Джозеф Кей сыграл очень важную для правительства Грузии роль. Именно благодаря его участию "Имеди" уплыла в те руки, которые обеспечили "правильный" формат вещания телеканала.

Споры вокруг телевидения начались еще до смерти Патаркацишвили. Ну а после нее пилить канал начали в открытую. Джозеф Кей заявил, что, согласно завещанию, имеет право распоряжаться имуществом покойного. В этот момент, видимо, уже была договоренность о том, что американский грузин станет тем посредником, с помощью которого "Имеди" перейдет в нужные руки.

Семья немедленно высказалась резко против Кея, заявив, что он подделал документы. Родственники Патаркацишвили обратились в грузинский суд, требуя вернуть им право собственности и возможность распоряжаться ею. Им было отказано. А спустя несколько месяцев после этого, 20 февраля 2009 года, грузинский суд признает право Джозефа Кея на любые действия с имуществом Бадри Патаркацишвили. Это решение - ключевое звено во всей схеме. Буквально на следующий же день Кей оформляет сделку по продаже акций "Имеди" грузино-арабской компании, оставив у себя лишь 10% активов.

В истории с новым собственником все шито белыми нитками. Заявлялось о том, что это совместная грузино-арабская компания. Однако потом арабы, якобы владельцы фирмы, заявили, что к "Имеди" никакого отношения не имеют, а в Грузии существует некая организация с очень похожим именем, которая и является собственником телеканала.

Но и эта контора была лишь посредником в изощренной схеме властей. Вскоре она продала активы еще одной грузинской медиа-компании. Международные организации назвали всю эту ситуацию предельно непрозрачной и заподозрили, что в результате подобных действий контроль над "Имеди" оказался в руках граждан Грузии. Догадайтесь с трех раз, что это за люди.

Впрочем, позже тот самый Джозеф Кей на судебном процессе в Нью-Йорке признал, что не имел права представлять себя в качестве исполнителя завещания Патаркацишвили без решения суда. Но это было в другом городе и в другой стране. К тому времени процесс передачи "Имеди" под контроль властей был завершен.

О деталях распила имущества олигарха можно рассказывать еще долго, но надо добавить, что в этой истории хитрый американский грузин переиграл всех, в том числе и самого Бориса Березовского, который до сих пор, кстати, претендует на половину наследства Патаркацишвили.

По всему миру продолжаются десятки судебных процессов семьи покойного бизнесмена против Джозефа Кея. Но в данном случае, очевидно, родственники приняли решение не бороться с ветряными мельницами и не пытаться вернуть "Имеди", который теперь им никто не отдаст. Возможно, они рассчитывают на то, что им просто дадут заниматься в Грузии бизнесом, и с годами они отобьют свои убытки.