Мужчина и женщина

Российские паспорта для ахалгорцев

Напомним, Ахалгорский район Южной Осетии населен в основном грузинами и после войны 1992 года управлялся из Тбилиси. Но 16 августа туда вошли российские войска, и район вернулся под контроль Цхинвала. После чего тбилисские политики и СМИ стали неустанно возмущаться бедственным положением и насильственной паспортизацией грузинского населения. Цхинвал отвечал опровержениями - утверждая, в частности, что никакой паспортизации в Ахалгори не было.

По сведениям тбилисского интернет-издания abkhazeti.info, почерпнутым в газете «Резонанси», тема паспортизации в Ахалгори возникла в сентябре. Тогда в район впервые приехала рабочая группа правительства Южной Осетии. Заместитель председателя правительства Лолита Бедоева, она же министр по делам молодежи собрала ахалгорцев и прямо заявила им:

«Тот, кто возьмет российский паспорт, останется жить здесь, остальным придется уйти».

Однако через несколько дней Бедоеву отозвали обратно в Цхинвал. После этого волнения, связанные с паспортизацией, надолго улеглись. Главой районной администрации назначили местного жителя Анатолия Маргиева, который стал возвращать домой уехавших грузин, гарантируя им безопасность. А перспектива грядущей смены паспортов вновь обозначилась, если верить abkhazeti.info вкупе с «Резонанси», несколько дней назад. Приводятся такие, к примеру, свидетельства местных жителей.

Натела Т.: «Наш сосед собственными глазами видел в районной управе заготовленные российские паспорта. У нас уже выдали зарплату рублями (вместо лари), но насчет паспортизации осетинская администрация пока молчит. Что будет потом, сказать не могу».

Осетинка (имя не указано): «Несколько ахалгорцев уже приготовили соответствующие документы - копию удостоверения личности и две фотографии. Но грузины пока воздерживаются. Они ждут, когда правительство Грузии введет двойное гражданство. Осетины, видимо, сразу примут российское. Когда здесь было грузинское правление, нас ни во что не ставили, в структурах власти ни одного осетина не было. Хотя постоянно говорили о вековой дружбе грузин и осетин, практически ничего не делали».

За комментарием мы обратились к председателю комитета информации и печати Южной Осетии Ирине Гаглоевой. Вот что она рассказала:

«Никакой насильственной паспортизации не будет. Правительство Южной Осетии с самого начала заявило, что любой гражданин Грузии, желающий жить в Ленингорском (Ахалгорском) районе, должен получить либо гражданство России, либо гражданство Южной Осетии. Тот, кто не желает этого делать, волен уехать. Делать кого-то гражданами насильно мы не собираемся».

Кстати говоря, слова Ирины Гаглоевой рассеивают и широко распространенное заблуждение, будто югоосетинского гражданства не существует. Это не так. Просто все граждане России, проживающие в Южной Осетии, автоматически считаются и гражданами этой республики. И подавляющее большинство - по словам Ирины Юрьевны, 99 процентов населения - предпочитают российские паспорта.

Эта цифра не относится к Ахалгорскому району. Но и там, по информации нашей собеседницы, на сегодня более половины оставшихся жителей уже изъявили такое же желание. «У нас, - добавила она, - больше заявлений о желании принять российское гражданство, чем бланков паспортов».

Любопытна версия на эту тему, которая появилась в грузинской прессе. «Москва, конечно, заинтересована в паспортизации населения Ахалгорского района, - считает грузинский политолог Георгий Хуцишвили. - Так она оправдает свое вмешательство во внутренние дела Грузии тем, что здесь проживают российские граждане. Это - составная часть российской политики в конфликтных регионах». Важно еще и то, подчеркивает политолог, что, если грузинское население получит российские паспорта, Москва окончательно поглотит этот район. «Пока здешние жители являются своего рода опорой для Грузии, русские считают ситуацию рискованной. Поэтому они делают все, чтобы окончательно взять в свои руки контроль над местным населением».

Однако уважаемый политолог, который наверняка читал вышеупомянутую публикацию, почему-то пренебрег другими приведенными там признаниями. Вот одно из них.

Заира Г.: «Прискорбно, что в Тбилиси никого не беспокоит судьба оставшихся в Ахалгори детей. А Медведев пригласил их в Москву на новый год. Разве не досадно, что русские раздали нашим детям подарки, а официальный Тбилиси вовсе о них не думает. Осетины заботятся о нашем отоплении, первую грузинскую школу обеспечили дровами».

Кстати сказать, эти дети долго не могли вернуться домой после поездки в Москву. По словам Нино К., еще одной местной жительницы, единственная дорога в Ахалгори лавиноопасна в это время года, а «пользоваться главной транспортной магистралью мы не можем, грузинская сторона не позволяет». В итоге детей временно поселили в пансионате на территории Северной Осетии, домой они вернулись лишь два дня назад. По той самой лавиноопасной дороге.

Сергей Чайкин