Мужчина и женщина

Борис Чочиев и Максим Гвинджия об уроках войны

Борис Чочиев: Главный урок состоит в том, что виновников надо наказывать. Саакашвили на сегодняшний день на свободе, и это должно стать уроком для всего мирового сообщества. Южная Осетия могла стать независимой еще в начале девяностых годов, если бы не политика двойных стандартов Запада. Республика не нарушила ни один пункт международных норм. А в августе 2008 года Южная Осетия встала перед выбором - быть или не быть.

Должны ли сейчас международные организации вернуться в регион?

- Если такие международные организации, как ООН, хотят влиять на процессы, происходящие на Кавказе, то они обязаны приглашать представителей Абхазии и Южной Осетии на обсуждение резолюций. Что же касается всевозможных визитов в республику, то европейские гости должны приезжать к нам с пониманием, что это независимое государство. А ОБСЕ, наблюдатели которой находились в республике долгое время, обязана дать свою оценку августовским событиям 2008 года. Но главное - оценку своим действиям. Хотя есть ли авторитет у этой организации - большой вопрос. Недавно я заявил о том, что мы приступили к сбору материалов, свидетельствующих о том, что ОБСЕ должна понести ответственность за ту войну. Они не меньше виноваты в произошедшем, чем Саакашвили.

Как Вы полагаете, Саакашвили пойдет на подписание "пакта о ненападении" с Цхинвалом и Сухумом?

- Саакашвили сделает все, что ему скажут в вашингтонском обкоме. Говорим "Грузия" - подразумеваем "США". По крайней мере, это мое личное мнение.

Что Вы хотите сказать народам Южной Осетии и Абхазии в эти дни?

- Это, конечно же, траурная дата для наших народов. Но все-таки я бы хотел поздравить людей с независимостью и самостоятельностью. Думаю, что, видя пример двух наших республик, хоть это и не озвучивается международными организациями, многие страны будут спасены от подобных актов агрессии и геноцида. Мир сделает выводы из августовской войны. Рано или поздно Саакашвили будет наказан. Но сейчас мы можем быть уверенными в том, что ценой жизней наших граждан мы спасли другие государства, которые могут оказаться в аналогичной ситуации.

Максим Гвинджия: Из всех войн можно всегда извлечь уроки, но, к сожалению, никто этого не делает. Вспомнить хотя бы войны в Абхазии и Южной Осетии. Да и уроков Вьетнама и Афганистана мы тоже не видим. Это современная политическая жизнь. Но, пожалуй, главный урок состоит в том, чтобы не воевать и не создавать ситуации, при которых происходят вооруженные конфликты. А сейчас Сенат США снова пытается пересмотреть историю и говорит о какой-то "оккупации" наших республик.

Это правда, что Грузия в 2008 году планировала напасть на Абхазию?

- Да, операция планировалась, об этом знали все. И я об этом всегда говорил. Незадолго до событий в Южной Осетии со стороны Грузии начались провокации и у абхазских границ. Например, те же полеты беспилотников. К нам приезжали многие высокопоставленные западные политики, но когда мы говорили им, что Саакашвили начнет войну, они уверяли нас в обратном. И даже обещали очень жесткую реакцию в случае конфликта. И где же эта реакция сейчас? Ничего нет. Все сводится к тому, что агрессор не наказан, потому что он выступает на стороне определенных сил.

Есть ли перспективы у диалога между Абхазией и Грузией после ухода Саакашвили?

- Естественно, мы всегда выступаем за это. Грузия - наш сосед, и мы понимаем, что должны торговать, дружить.

Как в Абхазии относятся к идее возвращения в регион международных организаций?

- Присутствие международных сил в республике нам не интересно. Во-первых, с экономической точки зрения. У страны, на территории которой находятся какие-то мониторинговые или миротвоческие миссии, сразу понижается инвестиционный рейтинг. Тем более, что ситуация сейчас совсем другая. Да, многие представители международных организаций хотят приехать в Абхазию, но они должны нести ответственность за такие события, которые, например, произошли в 2008 году. Грузия начала войну, множество убитых, люди вынуждены были покинуть свои дома, но ни одна организация, которая присутствовала на Кавказе, не понесла ответственность и даже не выступила с адекватной позицией по этому вопросу. Зачем нам такое присутствие?

Российского присутствия достаточно для того, чтобы те события не повторились?

- Да, присутствия российских военнослужащих, которые охраняют рубежи республики совместно с абхазскими коллегами на основе нашего межгосударственного соглашения с Москвой, вполне достаточно.

Как Вы полагаете, Саакашвили пойдет на подписание "пакта о ненападении" с Цхинвалом и Сухумом?

- Такой перспективы нет. Грузия будет это блокировать, поскольку она вынашивает план военного реванша. Да, к сожалению у меня нет уверенности в том, что Саакашвили не начнет новую войну.

Что Вы хотите пожелать народам Абхазии и Южной Осетии в эти дни?

- Нам нужно сохранить мир во имя памяти всех погибших. Нельзя, чтобы была война.