Мужчина и женщина

Как огрузинить осетина?

в августе 2008 года, подразумевала в первую очередь очистку территории Южной Осетии от осетин. Только так Грузия могла решить в свою пользу вековой конфликт с народом, весь фольклор которого состоит из творчества, рассказывающего о бедах, которые принесла жизнь на земле, которую грузины считают своей. Изгнать осетин из Осетии не удалось, хотя двумя десятилетиями раньше Тбилиси решил этот вопрос в других частях страны. Многие десятки тысяч осетин тогда были вынуждены покинуть внутренние районы Грузии.

Осетины раньше жили во многих регионах Грузии. В большом количестве их не было, пожалуй, только на западе страны и в Аджарии. И в центре, и на востоке, и в столице исторически сложились крупные осетинские общины. В общем количестве населения Грузии их доля, может, была и незначительна, но в конкретных районах, где жили общины, местами они составляли большинство. Так было в ряде районов центра Грузии. Осетины называют эту территорию Триалетской Осетией. Тут жили почти сорок тысяч осетин. Больше всего их было в Боржомском ущелье, Хашурском и Карельском районах.

Теперь же, если вы приедете на популярный курорт Бакуриани и решите погулять по окрестным деревням, вы не сможете не заметить пустых домов с заброшенными участками. Вот тут и жили осетины. Не везде их дома пустуют, в какие-то переселились грузины - и местные, и беженцы.

Разумеется, никто вопрос компенсации за утраченное жилье не обсуждал, да, впрочем, и не ставил.

История конца осетинской общины в Грузии поразительно похожа на все то, что происходило с представителями других этнических меньшинств в начале 90-х. Не смогли "дожать" только армян и азербайджанцев, их было слишком много, их не переварила вновь созданная грузинская государственность. Осетин было не так много, и жили они на свою беду внутри страны, не имея выхода к границам, а значит, и шанса на поддержку извне.

Читайте также: Политика двойного геноцида

В 1991 году президент Грузии Звиад Гамсахурдиа предложил им выбор: либо стать грузинами, взяв грузинские фамилии и письменно отказавшись от своего осетинского происхождения, либо идти на все четыре стороны.

Потом, правда, президент передумал и попросил свои войска-бандформирования ускорить процесс и организовать этническую чистку осетин в центральных районах.

Еще в 1990 году грузинские военные формирования перекрыли дороги, ведущие в некоторые из осетинских сел. Местные жители хорошо понимали, чем им грозит начинавшийся конфликт в Южной Осетии, и демонстративно заняли нейтральную позицию. Они даже предлагали быть посредниками на переговорах. Но это не помогло. Грузинские власти решили втянуть население в политический конфликт. С помощью все тех же гвардейцев, если так можно назвать отряды вооруженных бандитов, они стали агитировать население подписать обращение с требованием ликвидации юго-осетинской автономной области. Когда агитация не помогла, решили показать силу. В двух селах произошли убийства. Населению стало понятно, что требованиям Тбилиси придется уступить. Сколько-то подписей властям удалось собрать.

Но еще более унизительным для людей стало требование сменить фамилии и признать, что предками ныне живущих в центре Грузии осетин являются грузины. Это, наверное, и стало последней каплей, переполнившей чашу терпения триалетских осетин.

И все-таки в 1990 году они остались. Надеясь сохранить дома и имущество, люди заявили о поддержке Звиада Гамсахурдиа и даже не противились призыву местной молодежи в армию. Однако это ничем не помогло, и весной 1991 года им пришлось стать беженцами. Вторгшиеся на территорию сел и ущелий грузинские войска убийствами и грабежами быстро убедили людей покинуть дома. Жителям одного из ущелий предъявили ультиматум - в течение 24 часов уйти.

Цифра "24" потом много раз будет использована властями в качестве срока, в течение которого осетины могут находиться на грузинской территории.

Читайте также: Саакашвили ждет Суд

Цинично, конечно, так говорить, но когда грузины начали гонения, жителям Южной Осетии или Абхазии было легче. У них была граница и возможность относительно быстро унести ноги. Осетины, жившие в центральной Грузии, не могли бежать в грузинские районы, через горные перевалы они перебирались на юг - в Джавахк. Они рассчитывали на поддержку местного армянского населения, которое помогло им выбраться в Армению. Уже оттуда большинство перебрались во Владикавказ.

Своей цели грузинские власти добились. На сегодняшний день осетинской общины в центре Грузии нет. Несколько менее драматично сложилась судьба осетин, живших в Гори. За счет наличия большого числа родственников-грузин они остались. Сегодня здесь вы не услышите осетинской речи, нет осетинских школ, оставшиеся люди предпочитают говорить по-грузински и как можно скорее ассимилироваться.

На востоке Грузии, в Кахети, не было крупных осетинских анклавов, и это многих спасло. Но уезжать, пусть и не под дулом автомата, все-таки пришлось. Было свыше трех десятков осетинских сел, осталось только девять.

В Ахметском районе, который непосредственно прилегает к Панкисскому ущелью, было шесть сел, в которых осетины составляли большинство. Их население сократилось более чем наполовину, а в некоторых осталось по несколько семей. Грузинские гвардейцы отличились и тут. Те же 24 часа на выселение, грабежи и нападения. Однако когда бандиты "наелись" за счет имущества бежавших селян, остальных оставили в покое. Криминогенная ситуация всегда была сложна, потому что местный криминал грабил в первую очередь беззащитных осетин. Но тем, кто остался, очень трудно уехать, хотя и хотелось бы конечно. Они не могут продать свои дома, несмотря на то, что на них есть спрос. Просто местные жители-грузины, отлично понимающие, что осетины все равно будут уезжать, не торопятся покупать их жилье, зная, что оно может достаться им бесплатно.

В другом восточном регионе Грузии, Лагодехском районе, есть большое осетинское село Арашперани. Перед распадом СССР там жило около тысячи человек, сейчас вдвое меньше. Эта деревня стала полигоном для политического "проосетинского" пиара Саакашвили. В селе была осетинская начальная школа. Ее восстановили за счет средств бюджета и гранта Фонда Сороса. Но это не все. На сельской площади установили памятник осетинскому поэту Косте Хетагурову, который взорвали предыдущие власти. На церемонии были президент Грузии, чиновники, дипломаты, пресса. Все это было демонстрацией лояльного отношения властей страны к осетинам.

Читайте также: Геноцид сплотит грузинских армян

Но праздник закончился, декорации свернули. Через какое-то время школа стала грузинской из-за численного преобладания грузинских детей, и отъезд местных жителей продолжился.

Трудно сказать, когда осетин на востоке Грузии преследовали именно власти, а когда они становились жертвами всякого рода экономических и бытовых конфликтов. Но вот краткий обзор их жизни в родных селах на протяжении последних двадцати лет.

Сначала нападения вооруженных отрядов, грабежи и убийства. Потом ситуация "успокоилась", но появились другие проблемы. В разное время были закрыты все осетинские школы, детей пришлось увозить, а значит, и их родители искали возможность перебраться в Южную или Северную Осетию.

Потом начались притеснения экономического характера. В селах Лагодехского района, например, крестьяне из грузинских сел начали захватывать сельскохозяйственные земли, обрабатывавшиеся осетинами. Попутно, как-бы случайно горели дома и хозяйства крестьян. После этого делать в родных деревнях им было нечего. И это стало практикой. Хочешь избавиться от соседа-осетина - сожги его дом, он все равно уйдет, даже если положит заявление в полицию. Жить-то ему теперь негде.

Пиар Саакашвили возымел действие на оставшихся осетин. В их дома перестали стучаться вооруженные люди, а речи нового президента Грузии показались симпатичными. Осетины поверили в то, что ситуацию можно повернуть назад, и если не вернуть соотечественников, то хотя бы вернуть земли, на которых десятилетиями находились их поля. Начали писать письма и обращения в госканцелярию, обращаться к прессе. Обращения выслушали, ответа и эффекта - ноль.

И сегодня, как и два десятилетия назад, у грузинских осетин есть только два пути - уехать на историческую родину или стать грузинами.